BMW Typ 328: Друзья-соперники
Небольшая брошюра, выпущенная BMW в 1935 году, анонсировала новый спортивный автомобиль Typ 328. Книжечка была издана мелким тиражом и адресовалась «друзьям компании», а потому журналисты, писавшие в то время о новинках автомобилестроения, событие пропустили. Так что первое публичное появление будущего чемпиона – BMW Typ 328 – было неожиданным.
Состоялось оно 13 июня 1936 года на Нюрбургринге в рамках International Eifel Race. А на следующий день автомобиль вывел из боксов бесстрашный Эрнст Хенне, мотогонщик-рекордсмен. Машина под его управлением оказалась феноменально быстрой – средняя скорость прохождения трассы составила 101,5 км/ч. Газеты запестрели заголовками типа «Открыта новая эпоха автогонок!» Все интересовались устройством автомобиля, но представители компании сообщали только, что двигатель 2-литровый, 6-цилиндровый, 80 л.с., шасси и кузов легки, а формы стремительны.
Вторая победа пришлась на август и принесла автомобилю уже международную славу. По инициативе британского импортера BMW Алдингтона, испробовавшего Typ 328 на гонках в Германии, три прототипа с эмблемами Frazer-Nash-BMW прибыли на турист-трофи в Ирландию. Разгромив соперников, их экипажи заняли подиум целиком.
«Друзья компании» требовали продавать Typ 328 в частные руки, но первые заказчики получили свои родстеры только весной 1937 года, заплатив по 7400 рейхсмарок. Как только был дан старт продажам, сообщения о победах в разных уголках Европы обрушились на Мюнхен дождем. Летом 1937 года на старт Eifel Race вышло уже девять экипажей на Typ 328 и соревновались, по сути, лишь друг с другом.
Генеральная репетиция
Весной 1938-го баварцы готовились к ралли Mille Miglia. Один из экипажей Typ 328, участвовавших в гонке, поддерживался национал-социалистами и призван был символизировать дружбу Германии и Италии. Спортивный департамент BMW под руководством Эрнста Луфа подготовил еще три экипажа на BMW Typ 328. Гонка началась ночью 3 апреля. Автомобили выходили на тысячемильную трассу с интервалом в минуту или полминуты (в зависимости от класса). Через 12 часов экипажи возвращались в Брешиа, завершая гонку. Первыми шли, как ожидалось, мощные автомобили – Alfa Romeo, Delahaye, Talbot. Однако восьмым в общем зачете оказался один из BMW Typ 328. Он не только стал первым в своем классе, но и обогнал многих других «старшеклассников», даже с наддувными моторами. Остальные BMW пришли плотной группой, с 10-го по 12-й в общем зачете. Их экипажи заняли 1-е, 2-е и 3-е места, получили командный приз и награду «Лучший зарубежный участник». Это был новый триумф.
Возможностей выжать из BMW Typ 328 что-то еще немцы не видели – двигатель и так форсировали до 130 л.с., шасси изначально делали максимально легким. Оставалось перестроить кузов, улучшив его аэродинамику. На разработку «Проекта АМ 1007» были брошены лучшие силы. Родстер накрыли крышей и добились хорошей обтекаемости, используя аэродинамическую трубу, однако автомобиль оказался хоть и быстрым, но катастрофически неустойчивым. Работы остановились, пока на помощь не пришло кузовное ателье Carrozzeria Touring, использовавшее технологию superleggera, строительства кузова из легких металлических панелей на тонкостенном трубчатом каркасе.
Для создания Touring Coupe итальянским мастерам потребовался лишь месяц. Масса автомобиля составила всего 780 кг, при этом он великолепно смотрелся и мог развивать более 200 км/ч, сохраняя устойчивость. Уже первое выступление на гонках Ле-Ман 17 июня 1939 года ярко продемонстрировало уникальность автомобиля. Он показал среднюю скорость 132,8 км/ч, победил в своем 2-литровом классе и стал пятым в общем зачете. Острословы тут же прозвали его Cinderella («Золушка» по-итальянски).
Гонка для Золушки
Немцы в порыве ревности сформировали дизайнерское подразделение Kunstlerische Gestaltung, основной задачей которого было продолжение работы над спортивным автомобилем на базе BMW Typ 328. Проект получил кодовое название AM 1008. Чтобы улучшить устойчивость, базу увеличили на 200 мм, для уменьшения массы каркас выполнили из магниевого сплава (всего 30 кг), а обшивку – из алюминия. Kamm Coupe (так назвали новый автомобиль) оказался на целых 20 кг легче Touring Coupe при больших габаритах. Коэффициент Cx также был выигрышным – всего 0,25 против 0,35. Максимальная скорость достигла 230 км/ч.
В марте 1940-го глава спортивного департамента Эрнст Луф с целой делегацией из гонщиков, механиков и функционеров отправился в Италию, чтобы начать подготовку к Mille Miglia. Для участия в гонке были подготовлены два Kamm Coupe и один родстер с усовершенствованным по той же технологии «аэродинамичным» кузовом, прозванным «брючной стрелкой» из-за характерного продольного выступа.
К заводской команде BMW присоединились команда национал-социалистов (NSKK), представлявшая Германию на международных гонках последние годы (еще три родстера под номерами 71, 72 и 74), и команда ONS (национальной спортивной организации) на двух Touring Coupe.
Гонка началась 28 апреля в 4 утра. Все BMW быстро вырвались вперед, но Kamm Coupe через пару кругов оказались неспособными держать темп из-за неисправностей в системах питания и смазки и сошли с дистанции. Марку BMW реабилитировала «Золушка». На этой гонке Хушке Фон Ханштайн на Touring Coupe (№ 70) показал минимальное время и установил рекорд средней скорости в 174 км/ч. А за несколько километров до финишной черты барон передал руль своему напарнику Вальтеру Бюмеру, который и привел команду к победе в общем зачете. Вторым стал экипаж на Alfa Romeo, пришедший к финишу лишь спустя 15 минут…
Перед войной автомобили, участвовавшие в гонке, укрыли в сельской местности, где они сохранялись до прихода союзнических войск. Один из двух Kamm Coupе до 1950-х являлся личным автомобилем Эрнста Луфа, открывшего фирму Veritas, выпускавшую гоночные автомобили, но после продажи другому владельцу был отправлен в металлолом. К середине 1990-х годов у руководства баварской компании возникла идея воссоздания легендарных машин, что и было исполнено. Теперь эти реплики являются постоянными победителями всевозможных конкурсов элегантности (конкурсов красоты для автомобилей) и ретроралли.