Шаг в сторону от М10

Мало кто из современников, несущихся по трассе Москва – Питер, позволяет себе роскошь свернуть с нее в сторону. Некогда да и незачем. Но снова портит настроение очередная пробка, и вновь манит знакомый с детства указатель…

C каждым часом привлекательность межстоличной трассы М10 тает, как шоколадка в бардачке. Вырубленные деревья, некогда украшавшие берега Иваньковского водохранилища, унизительные пробки Солнечногорска, нескончаемый ямочный ремонт по всем семистам километрам, непредсказуемый трафик... Но из Москвы в Питер можно доехать и через Псков. Или, скажем, через Вологду и Тихвин – вариантов много.

Тем, кто понимает разницу между интересным путешествием и заурядной поездкой из пункта А в пункт Б, предлагаем свой вариант маршрута. Задачу ставили так: стараясь особо не удаляться от М10, по возможности объехать ее узкие места, заодно посетив те близлежащие городишки и деревушки, на которые обычно не хватает времени. Какие-то идеи подсмотрели в Интернете, что-то открыли для себя сами.

Нормальные герои всегда идут в обход. Но кто же знал, что мы тут не одни такие!

В ОБХОД

Типовой выезд из Москвы – ползком через Химки, Зеленоград, Солнечногорск и Клин – способен испортить самое хорошее настроение, а потому для путешествия решительно не годится. Километровые пробки, обилие светофоров, сумасшедший поток – от всего этого сразу же решили удрать: через Новокуркинское и Машкинское шоссе выбрались к монументу «Ежи» на 23-м километре М10, откуда вскоре свернули к аэропорту. Совершив вокруг него «полукруг почета», повернули возле «Шереметьево-1» на Лобню, откуда выбрались на Рогачевское шоссе, минуя противный железнодорожный переезд.

Если с Рогачевского шоссе случайно свернуть не налево, а направо, увидите такую вот ракету. В свободное от дежурства время она подрабатывает фотомоделью.

Сразу стало веселее. И не столько от мелькающих за окном церквушек, сколько от сознания того, что до самого Спас-Заулка не будет никаких дорожных мерзостей. Так и получилось: на М10 выехали практически у границы Московской области. Цена удовольствия – крюк в полсотни километров.

Вид с моста Лейтенанта Шмидта на… Тверь! Красиво? Полвека назад этому тверскому мосту действительно достались элементы конструкции питерского коллеги. Поэтому его часто называют «пол-Шмидта». Или попроще – новый. Или иначе – Нововолжский.

Тверь решили не объезжать: красивый русский городок достоин визита. Был и другой интерес: мост через Волгу на объездной дороге отличается дурным характером и горазд собирать многокилометровые очереди. Поэтому воспользовались услугами его интеллигентного городского коллеги, выходца из Питера. По нему без нервотрепки перебрались на левый берег, где и застряли почти на час: извлеченные из футляров фотокамеры отказались уезжать без сотни-другой свежих кадров. Впрочем, для того и ехали.

Таким Вышний Волочёк с трассы М10 не увидеть. Бухнуть бы сюда здоровенный мешок с пиастрами да дублонами – глядишь, и стал бы городок превращаться в русскую Венецию.

Почти до Торжка М10 ведет себя паинькой: даже движение местами одностороннее. Однако впереди уже маячил Вышний Волочёк с его узенькой улицей Парижской Коммуны, абсолютно не приспособленной для транзитного движения. От грядущих неприятностей убегаем в лес: возле указателя «Зеленогорский» уходим налево. Эту дорогу открыли для себя совершенно случайно пару лет назад, когда, возвращаясь домой, пытались хоть как-то объехать многокилометровый затор.

Крюк небольшой – меньше десятка километров. Но по времени вновь «теряем» час: погода солнечная, купола сверкают, вода блестит – как тут не поснимать вдоволь! И на часы смотреть совсем не хочется. Есть и маленькая ложка дегтя: чтобы вновь вернуться из центра города на М10, нужно повернуть налево, а пропускать тебя не торопятся. Однако все-таки проскакиваем. Тем, кто едет из Питера, гораздо проще: правые повороты проблем не создают.

Лиса живет в зоопарке близ деревни Коломно. Соседство достойное: мишки, волки, рысь, кабан... и АЗС! Всех этих животных егери когда-то спасли от гибели.

На АЗС после деревни Бахмара вновь застреваем: здесь живут медведи, волки, кабаны… С одной стороны, плененные звери вызывают жалость и недовольство – но тут же понимаешь, что всех их в разное время спасли от смерти. Если хочешь помочь зверюшкам – не вопрос: ящик для пожертвований круглосуточно стоит наготове.

Тройной экстрим: на велосипеде, да по висячему мосту, да чуть ли не в воде… Однако в Бологом это будни.

Впереди последний намеченный крюк: в поселке Куженкино сворачиваем на Бологое. С этого момента рекомендуем включить навигатор: его бормотания не будут лишними. Тем более что время вновь демонстративно утекает сквозь пальцы: хочется отснять и подвесной мостик через озеро, и часовенку, а вместо этого нужно соображать, как добраться, скажем, до Лыкошина… Помогло то, что весь маршрут мы продумали заранее: электронному болтуну оставалось направлять нас на безымянных распутьях, коих на Руси абсолютное большинство. Тем, кому захочется повторить такой пробег, поможет легенда, приведенная во врезке.

Боровичи можно разглядывать долго. Если времени, как всегда, в обрез, полюбуйтесь хотя бы пешеходным мостом через Мсту.

Интересно ли здесь ехать? Однозначно – да! Хотя временами и грустно. Всего-то пара десятков километров от автодороги «Россия», а ощущение порой такое, что попали на заброшенную планету, где некогда была цивилизация. Если Бологое или Боровичи еще живут своей жизнью, то, к примеру, близ деревни Корыхново становится жутковато. Бросьте машину на обочине, пройдитесь с камерой сотню метров до развалин фермы... и вам быстренько захочется обратно в салон. А ведь с погодой нам повезло: яркое солнце, голубое небо!

При Аракчееве в Селищах явно был порядок. Сегодня здание не очень похоже на казармы... До автодороги «Россия» чуть меньше 10 км.

Уже на заходе солнца добираемся до деревни Селищи: успеваем заснять то, что пару веков назад было, скорее всего, казармами. Тоже грустно, но не так: преданья старины глубокой всегда носят полусказочный характер. Да и возраст куда солиднее. А в Спасской Полисти сразу попадаем в другой мир: трасса Москва – Питер живет в своем ритме. До северной столицы остается часа полтора. На кольцевой смотрим на одометр: наше приключение тянулось 820 км или 14 часов. Пресловутый крюк составил 50 + 8 + 76 = 134 км.

Похоже, именно здесь носятся меж двумя столицами скоростные «сапсаны». Мостик обнаружен в Березайке. Справа – речка Березайка.

Обратный путь можно назвать стандартным – разве что проехали через Новгород и пгт. Пролетарий. Там понаблюдали, как семейная пара ожесточенно выжигала траву и кустарники вдоль проселочной дороги. Позировать перед камерой они категорически отказались, зато на вопрос: «Зачем вы это делаете?» – ответили не раздумывая.

– Для начальства, блин! – сплюнул глава семейства. – Будет праздник – обязательно попрутся толпой на кладбище, а растительность их раздражает. Только хрен ли толку: малина, она живучая, на следующий год опять вырастет.

– Фарфоровый завод разогнали! – вздохнула его половина. – Вот и стоим в очереди на работу: любую глупость готовы делать. За 4500 рэ в месяц.

Выбираемся обратно на трассу – перед нами огромное облако пыли. Песчаная буря? Да, почти: уборочная машина изо всех сил драит обочину дороги, покрывая слоем грязи дома, деревья и машины. Похоже, ее водитель тоже готов делать любую глупость в угоду начальнику.

Без преувеличения, самый привлекательный домик на Питерской трассе. Уже который десяток лет украшает Любань, а до сих пор голова невольно поворачивается к нему.

ТАК ЕХАТЬ ИЛИ НЕТ?

Тем, у кого разного рода мостики, храмы, домики и – увы! – развалины не вызывают в душе каких-либо желаний или раздумий, наш маршрут не подойдет. Но всякий, кто в душе остался немножечко ребенком, должен, как нам кажется, получить от подобной прогулки истинное удовольствие. Применять ли на практике отдельные фрагменты предложенного сценария, объезжая заторы или аварии, всякий решит для себя сам. Отдельное приглашение прокатиться подобным образом из одной столицы в другую адресуем всем начальникам, озабоченным уничтожением плодовых кустарников и созданием пылевых облаков. Возможно, кому-то из них захочется после этого попытаться возродить тот же Волочёк или хотя бы построить молочную ферму взамен уничтоженной. Попытка не пытка.

МКАД – КАД (КРАТКАЯ ЛЕГЕНДА МАРШРУТА)

МКАД – поворот на Куркино – ныряем под трассу и выезжаем у «ежиков» на М10 – правый поворот на аэропорт «Шереметьево-2» (Международное шоссе) – правый поворот на Лобню в районе «Шереметьево-1» – левый поворот у торгового центра «Поворот» – левый поворот на Рогачевское шоссе – левый поворот на А108 (вторая кольцевая) – правый поворот на село Спас-Заулок – правый поворот на М10 – идем через Тверь – на подходе к Вышнему Волочку левый поворот (на площадке у «питьевого пункта») на Зеленогорский – в конце населенного пункта правый поворот на Т-образном перекрестке – проходим через центр Вышнего Волочка – делаем левый поворот на М10 – в Куженкине сворачиваем вправо на Бологое – из Бологого уходим по Р8 на Дубровку и Березайку, затем на Лыкошино – в Лыкошине уходим вправо через Поречье к Боровичам – из Боровичей выруливаем на Р53 через Артем в Любытино – из Любытина уходим налево на Малую Вишеру – из Малой Вишеры через Селище попадаем в Спасскую Полисть – правый поворот на М10 – достигаем КАД. Итого согласно одометру – 820 км.

Подпишитесь на «За рулем» в