Вдоль трасс М1 "Беларусь" и М4 "Дон"
Главная задача рейда – определить, какая часть объектов придорожного сервиса из числа уже существующих отвечает мировым стандартам, а какая достойна лишь сноса. Чего еще не хватает, чтобы соответствовать гордому титулу «федеральная трасса»? Ведь М1 – это часть так называемого Панъевропейского транспортного коридора № 2, соединяющего Берлин и Нижний Новгород, а М4 – международного транспортного коридора «Север-Юг». По ним меньше чем через четыре года должны хлынуть потоки европейских туристов, желающих посмотреть Олимпиаду в Сочи.
НАМ ПРОШЛОГО БОЛЬШЕ НЕ ЖАЛЬ
Мы останавливались у каждой бензоколонки, торговой точки и места отдыха. Надо было высчитать расстояние от объекта до дорожного полотна, отметить, если ли положенные по стандарту безопасные съезды и полосы разгона, работает ли туалет, каковы условия для заправки машины, собирают ли мусор и т. д. Владельцы «точек» встречали непрошеных гостей без особой радости, но обошлось без эксцессов.
На самом деле все (или почти все) требования к сервисной дорожной инфраструктуре прописаны в государственных стандартах. Только, оказывается, мало кто их знает, а остальные соблюдают нормы с известной долей условности. Например, мотели на трассе первой категории (М1 и М4 почти на всем своем протяжении относятся именно к этой категории) должны располагаться не реже чем в 250 км друг от друга. Обязательные условия их работы: освещенная территория, столовая, туалет, прачечная, душевые кабинки, мусоросборники, охраняемая стоянка, связь. Это минимум для комфортабельного отдыха «владельцев и пользователей транспортных средств» (см. постановление правительства РФ № 860 от 29.10.2009 года). Но много ли таких замечательных мест на наших трассах? Водители порой радуются, когда им разрешают переночевать в собственной машине вблизи поста ГАИ. Какой там душ...
Впрочем, в пределах Московской области придорожный сервис еще более или менее сносный. Хотя асфальтированные стоянки и цивилизованные туалеты можно найти в основном лишь на бензоколонках. Импровизированные кафе в вагончиках и павильончиках об этих «мелочах» не слишком заботятся. Стоит деревянная будочка в сотне метров – и ладно. Главное, что клиент не справляет нужду под кустом.
На трассе «Дон» построили десятки стационарных туалетов из красного кирпича. Но к некоторым страшно даже подойти, лучше по привычке отправиться в придорожные заросли: там чище. В некоторых пунктах питания нет электричества, воду кипятят в самоваре. А ведь правительство хочет, чтобы через пару лет в любой точке придорожного сервиса был беспроводной Интернет...
ЗАХВАТЧИКИ НА ТРАССЕ
Но главный враг будущих олимпийских автотуристов прячется не в забегаловках – он окопался среди придорожных торговых рядов и строительных рынков, коих тысячи. Если руководствоваться международными требованиями, их следует изгнать с обочин федеральных трасс куда подальше.
К полосе отвода относятся земли на расстоянии 100 м от осевой линии дороги, вот на этой-то территории руководители «Автодора» и собираются навести порядок. Это будет непросто. Придется разделить «зоны ответственности» между местными властями и дорожниками, разобраться с самозахватом земельных участков. Ведь сейчас вдоль дорог немало объектов, которые залезают на территорию федеральной трассы (в районе дорожного отвода) лишь частично, а остальной своей площадью находятся на территории регионального управления. Кто-то должен будет решать судьбу таких «захватчиков» и их «добычи».
В перспективе дорожный сервис планируют развивать по европейскому принципу многофункциональных центров, где на одной территории располагаются АЗС, сервис, кафе, магазинчики... «Автодор» собирается выкупать участки (они частично уже зарезервированы) у регионов и потом выставлять их на аукционы с «условиями целевого назначения», то есть именно для организации многофункционального сервиса. Достаточно любопытное предложение для бизнеса…
Для частников, которые продают вдоль дорог ягоды или пирожки, планируют организовать специальные торговые точки – естественно, вблизи населенных пунктов. К ним подведут съезды, чтобы желающие купить «чего-нибудь домашнего» не парковались на обочине скоростной трассы, а заезжали на организованную стоянку. Это повысит безопасность движения на дороге и снизит риск для местного населения, которое привыкло жить на средства от придорожной торговли.
Но все это планы на светлое будущее. Пока же руководители «Автодора» отправили письма хозяевам действующего придорожного бизнеса, где расписали все требования, которые надо выполнять. Кто согласится работать на новых условиях, останется у дороги. Те, кто не захочет ничего менять и вкладывать дополнительные деньги, скорее всего, уйдут из этого бизнеса. Проблему с захватом земель придется решать, видимо, в судебном порядке. Надеюсь, этим «разборки на дорогах» ограничатся и мы получим настоящие европейские трассы.
ТУАЛЕТНАЯ СТАТИСТИКА
Из 430 объектов на Минской трассе 104 не оборудованы безопасными съездами и разгонными полосами, 93 расположены слишком близко к проезжей части (на расстоянии от 5 до 20 м при норме 30 м); 89 объектов не имеют парковок – проезжающие машины вынуждены останавливаться на обочине. Только 83 «точки» оборудованы туалетами в помещении, в 62 предприятиях дорожного сервиса туалет не предусмотрен вовсе. Вблизи мы обнаружили еще 77 «отдельно стоящих» сортиров типа «очко» (деревянные и каменные, большей частью без освещения), причем три из них оказались платными! В 54 случаях мусоросборники отсутствовали в принципе. Вывод: почти половина сегодняшних объектов дорожного сервиса отрицательно влияют на безопасность движения; более половины не могут быть признаны комфортными для посетителей по причине несоблюдения санитарных норм, низкого качества питания и т. д.