Чтобы помнили!
Мероприятие праздновало 95-летие первого российского серийного автомобиля, который выехал из ворот Русско-Балтийского завода 26 мая (8 июня) 1909 года. Задача у проекта благородная - напомнить соотечественникам и всему миру о фактах нашей истории, вполне заслуживающих того, чтобы ими гордились. Между прочим, с 1910 по 1914 год "руссо-балты" участвовали и побеждали в известных соревнованиях, получали золотые медали на выставках, а несколько первых из серии приобрел гараж Его Величества императора Николая II.
На сегодня во всем мире сохранился один-единственный подлинный легковой "Руссо-Балт", хранящийся в транспортном отделе Политехнического музея в Москве. Есть еще один, что стоит в рижском "Мотор-музее" - но то пожарная машина.
...В декабре 1911 года "Руссо-Балт" с заводским номером 14 стартовал в ралли Санкт-Петербург - Монако, самом грандиозном в мире соревновании тех лет, организованном принцем Монако Луи II. Пилот машины, редактор-издатель петербургского журнала "Автомобиль" А.П. Нагель прибыл к финишу первым из 87 участников!
Российские ГАЗы сегодня повторили исторический маршрут: Санкт-Петербург - Псков - Рига - Кенигсберг (Калининград) - Берлин - Страстбург - Лион - Ницца - Монако.
Первый этап, по России, пройден в апреле. Второй, европейский, стартовал из Москвы июньским утром и через две недели финишировал в Монте-Карло. Да, никогда еще российские ретро-автомобили не отправлялись в такой дальний пробег, никогда не появлялись в квартале красных фонарей во Франкфурте-на-Майне, не въезжали в залы знаменитого берлинского олдтаймер-комплекса Meilenwerk, не проезжали под пальмами Ниццы и по трассе Формулы 1 в Монте-Карло, не грузились на автовоз на выезде из Европы...
"Руссо-Балт-Рейд" встречали руководители знаменитых автомобильных музеев: директор Рижского "Мотор-Музея" Андрис Белинскис, хозяин Автомузея доктора Карла Бенца в Ладенбурге, автоколлекционер и реставратор Винфрид Зайдель, директор одного из крупнейших в мире Национального музея в Мюлузе Эммануэль Баке. Дорожная полиция всех государств с уважением отнеслась к российскому ретро и его водителям, помогала пройти маршрут без задержек.
На всем пути велась фотосъемка, результаты открыты всем желающим в медиа-зале "Известий". На сотнях фотографий - радостные лица, дороги, торжества: латышский ретро-клуб с Янисом Анге во главе, президент литовского клуба "Экстримус" Евгениус Малинаускас с приветствиями, в Гдыне наших встречали руководители ретросекции Автоклуба Поморья Марек Рурку и Петра Сикору, в Монако - представитель Автоклуба Монако Мишель Ферри... И во всех странах знатоки поражались великолепно сохранившимися российским автомобилям (отбор для участия шел жесткий, а потому в грязь лицом не ударили).
Успешное завершение пробега вдохновило организаторов и участников на решительную мысль - отправлять свои "экспонаты" на регулярные покатушки. Причем не только по Европам. Следующее путешествие, запланированное на конец августа - начало сентября 2005-го, пройдет и по Северной Африке (всего 12 государств и 11 000 километров, финиш в Бенгази, Ливия). Его предварительно назвали "Магриб-Рейд" и пригласили в путь российские автомобили, выпущенные в 50-60-е года ХХ века. Серьезность намерений подтверждает недавно созданный сайт www.pyccobalt.ru. А мир уже ждет!