Кризис победам не помеха
Всего пять лет назад мы радовались любому успеху российских пилотов на европейской кроссовой арене. Каждый подиум Ильи Резниченко или Романа Колесникова был для всех поклонников автокросса настоящим праздником. Первый российский чемпион Европы Айрат Шаймиев, выигравший золото в Дивизионе легковых машин на Peugeot 206 WRC, удостоился звания «Гонщик года» по итогам опроса, проведенного издательством «За рулем». Но к нескончаемым победам россиян в «кузовах» мы быстро привыкли. И подлинное восхищение вызывали лишь прошлогодние успехи Колесникова из команды «Газпрома», в одиночку боровшегося с иностранцами в зачете 1600-кубовых багги.
Парадокс, но европейские пилоты небогаты – у них там, понимаешь, экономический спад, мешающий находить спонсоров. Все меньше и меньше гонщиков выходит на трассы, а тех, кто может проехать весь чемпионат целиком, – единицы.
Вот и в этом году фаворитом номер один снова стал действующий чемпион Айрат Шаймиев, пересевший на Toyota Corolla WRC. Три победы из пяти возможных плюс одно второе место – и казанец приехал на родину лидером чемпионата. И на родной трассе в Казани неожиданно проиграл Илье Резниченко, Ford Puma которого впервые в сезоне отработал безукоризненно.
А на своей домашней трассе (Россия принимает два этапа чемпионата Европы подряд с интервалом в неделю – в Казани и Дмитрове) Илье не повезло по полной программе. К развалившемуся колесному диску добавилась поломка мотора, и дмитровчанин в финал не попал. Там его заменил другой пилот из команды полигона НИЦИАМТ Александр Карасевич, вставший на первую линию старта вместе с казанцами Айратом Шаймиевым и Ильхамом Рахматуллиным. Но это был последний успех наших пилотов на родной земле. На первом же круге сломалась коробка передач у Шаймиева, еще через круг в борьбе за третье место Карасевич столкнулся с Сергеем Квашниным.
Судьба золота решилась на последнем круге. Поломка рулевого управления на Peugeot 206 заставила Рахматуллина уступить победу Алдису Зебергсу, выступавшему на видавшей виды Corolla. И у латыша теперь есть возможность побороться за второе место в чемпионате. А чемпионом, скорее всего, станет Айрат Шаймиев – в этом году ему просто нет равных.
Уход из гонок команды «Газпрома» свел к минимуму представительство наших пилотов в баггийных классах. В Дивизионе 3А, где гоняются 1600-кубовые машины, пробуют силы отец и сын Жаворонковы из Нижнекамска и москвич Александр Фалеев, прикупивший машину с 1300-кубовым мотоциклетным мотором Suzuki. Но результаты их пока не слишком высоки – лучшим достижением наших пилотов стал финиш Николая Жаворонкова на третьем месте, причем досталось оно ему после многочисленных сходов соперников. А пока россияне набираются опыта, борьбу за золото Евросерии ведут чех Петр Турек и голландец Крис Вальдшмидт – очков после Дмитрова у них почти поровну. В Дивизионе же багги-4000, где россиян вовсе нет, приятный чешский «междусобойчик» – сражение ведут Йозеф Керка и Ярослав Гошек.
Путь выхода еврокросса из кризиса не оригинален – сокращение расходов. Гонки стали слишком дороги. Думается, для начала полезно запретить в кузовном Дивизионе турбонаддув. А еще лучше добавить новый класс машин – 1600-кубовый. Именно таких «малюток» полным-полно в национальных первенствах всех стран – участниц Евросерии. Думают в кулуарах и о сокращении количества этапов. Удешевление гонок вернет к ним интерес и пилотов, и зрителей, а самой серии – статус одного из самых популярных соревнований Старого света.
Фото автора