Чита-Хабаровск: Дорога, люди и звери
Сначала о трассе и зверях.
Мы столкнулись с таежными обитателями. Хорошо, что не буквально. Со стороны встречки выскочила белка прямо перед «Шкодой-Йети». Чуть не получила по носу колесом и стремглав бросилась в чащобу. Позже, когда мы вынырнули из-за перегиба, на разделительной полосе паслись три косули. Красавицы! Пришлось спугнуть их клаксонами. Скоренько, но грациозно козочки ушли в лес… И снова таежные обитатели, но уже не безобидные. На одной из баз строителей дороги в клетках (просторных и не вонючих) живут рысь и пара барсуков. Дикую кошку, еще детенышем, нашли раненой и покинутой, поселили у себя, выходили, выкормили. Но ручной она так и не стала – рычит, а взгляд ее свирепый.
Учитывая, по каким местам проходит трасса «Амур», проектировщики предусмотрели так называемые экопереходы – проемы в металлических отбойниках, они именно для зверей. Если вдоль дороги расположены населенные пункты, по ним будут ходить коровы, стада овец и другая животина. Вдоль полотна множество пасущихся отар и табунов.
Теперь о трассе и о людях.
У магистрали и другие особенности. Скажем, если она проходит перевалами через сопки, в конце спусков устроены ловушки. В случае отказа тормозов ты сворачиваешь на отходящий в сторону отрезок, а он ведет круто вверх, на верхушке – площадка. Ловушка ограждена металлическим отбойником.
Коллега из издания, не специализированном на автомобилях, говорит: «Хорошая трасса, вот мы едем и едем, и ничего не происходит. Что интересного на ней увидишь?»
Показываю ему экопереходы, ловушки, а еще то, что через определенные промежутки на наших глазах обустраиваются места для отдыха, весьма просторные, не то что для легковушек – для фур! И специальные стоянки для грузовиков: здесь смотровые эстакады явно под большегрузный транспорт.
И еще говорю коллеге: представь, еще три года назад тысячу верст здесь преодолевали (именно "преодолевали") минимум за неделю, а мы, не напрягаясь, без гонки, с ночевкой просвистели за неполные два дня. Ты записываешь за мной на ходу ручкой в блокнот – и слова разборчивы. Потому что машину едва заметно покачивает, хотя на спидометре — 110 км/ч.
Заместитель генерального директора дорожно-строительной компании «Труд» Игорь Аваев сказал: «Трасса принесла местным новую жизнь». Не слишком ли громко сказано?
- Смотрите, раньше в поселках было три-четыре автомобиля на весь населенный пункт и только внедорожники. Сейчас машин сотни, по нескольку на семью, и очень много малолитражек. Потому что, на них можно за несколько часов, а не дней, добраться до областного центра. А в поселке Зилово постоянно образуются автомобильные пробки. Люди стали покупать новую мебель, вставлять пластиковые окна, теперь сервисные службы могут приехать в бывшую глушь.
И еще родилась новая традиция: молодожены сразу после ЗАГСа едут на трассу – прокатиться с ветерком, почувствовать себя счастливыми.
Мы выезжали из Читинской области. Местные жители отметили, что в их местах 300 погожих дней в году. Ну, просто Кипр! Может быть, но с поправкой: здесь - Сибирь. Километров пятьсот после старта колонну экспедиции «За рулем» сопровождало небо в причудливых рваных облаках и синее-синее небо. Да, ночью морозец -6, днем потеплело до плюс шести. А прямо на границе Амурской области сверху повис свинец и ударил снеговой заряд. Заметьте: 21-го сентября.