Покорить «Дакар»: интервью с Алексеем Наумовым
«Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался» – эта фраза, сказанная основателем гонки Париж – Дакар Тьерри Сабином, стала девизом всех, кто мечтает покорить легендарную гонку, она не дает покоя однажды принявшим участие. Мы попытаемся понять суть некоторых практических вещей и мотиваций, необходимых для тех, кто решился. Наш собеседник – Алексей Наумов, спортсмен, стоявший на старте единственного не состоявшегося ралли-марафона «Дакар» (в этом году собирается двинуть туда снова).
Если взглянуть на стартовую ведомость «Дакара», то по-прежнему самыми многочисленными ее участниками остаются мотоциклисты, ведь именно с них и начинался ралли-марафон и именно им достается львиная доля испытаний на трассе. Мотоциклист едет один, он и штурман, и пилот, и механик. Для любого непрофессионального пилота просто финиш в «Дакаре» – это победа, ведь сам факт преодоления себя уже высшая награда, не сравнимая ни с какими призами. Преодоление себя и есть главная мотивация. Это как взойти на Эверест, где холодно и пустынно, где нет золота и бриллиантов, одни лишь серые камни, но есть нечто иное – ликование души, высшее состояние силы духа человека.
– Алексей, что же нужно, чтобы начать, и откуда приходят гонщики в ралли-марафоны?
– Начинать нужно, конечно же, с себя самого. Производители техники научились делать вполне надежные и качественные мотоциклы, способные финишировать и побеждать. Но гонка не компьютерная игра, и самый лучший мотоцикл не принесет победы неподготовленному пилоту. В ралли-марафоне гонщик испытывает колоссальные физические и психологические нагрузки.
– Насколько они серьезны? Это же не мотокросс, где гонщик постоянно прыгает с трамплинов! Сел в седло – и едешь себе вперед, пощелкивая передачами!
– Пожалуй, это так и есть первые 30–40 км после старта. Но когда нужно проехать 300–500 км и больше, простого задора не хватает. Нужно здоровье марафонца, техника мотокроссмена, мозг математика, интуиция, а еще и опыт.
– Редкое сочетание качеств. Спортсмены шутят : «В здоровом теле здоровый дух – на самом деле одно из двух». Значит, перечисленного достаточно?
– Вполне, если у тебя дядюшка – Рокфеллер и не чает в тебе души. Денег еще нужно много.
– Ну, коли ты собрался в Дакар, с родственниками у тебя все сложилось нормально! Расскажи нам, как «купить» здоровье.
– Для начала лучше всего бросить работу и превратить часы, проводимые в кресле перед монитором, в тренировочные часы. Я кручу педали на велосипеде два-три раза в неделю по 70 км. Выезжаю на мотокроссовые сборы дважды в год и на соревнования по эндуро, ралли-рейдам, кантри-кроссу… Словом, всюду, куда успеваю. Конечно, тренажерный зал и бассейн. И все это циклично и по специальной программе.
– Как проходят твои мототренировки?
– В первую очередь это мотокросс и отработка отдельных элементов управления и преодоления препятствий, эндуро-тренировки. Все с секундомером. Простое катание по лесам – занятие бесполезное, спортсмен должен ставить определенный порог и стремиться к его преодолению, только тогда можно добиться результата.
– Откуда приходят спортсмены в ралли-марафоны и почему там нет молодых гонщиков, как, например, в мотокроссе?
– В первую очередь это эндуристы, ведь эндуро и ралли-марафон более всего похожи правилами и техникой. Молодежи действительно нет, потому что успех в ралли сильно зависит от опыта. Много примеров того, что молодые и горячие спортсмены показывают отличные результаты на нескольких этапах, но не финишируют из-за ошибок, чаще всего заканчивающихся падениями и травмами. В ралли, помимо всего прочего, нужно обладать большой интуицией, которая приходит с жизненным опытом. Трасса непредсказуема на 100%, и любая ошибка в пилотировании или навигации отбрасывает гонщика далеко назад. Молодежь больше любит спринтерские виды спорта, там все происходит быстро – старт и сразу финиш, опять же зрители рядом. В ралли чаще всего едешь один и борешься со временем, там сложно анализировать, как едут твои соперники, и даже после финиша не сразу ясно, кто на какой позиции.
– Как оцениваются результаты физической подготовки и готовность к гонке?
– Все просто. Приходишь в спортивный диспансер, к тебе подключают кучу датчиков, ты бегаешь или крутишь педали в разных режимах, приборы измеряют твои показатели. Как мотоцикл на диностенде. Все как на ладони. Все профи да и часть любителей так тестируются. Если показатели неважнецкие, то это гарантия того, что сил на марафон не хватит.
– И что же ты показал на тестировании?
– Достаточно высокий уровень. Когда я тренировался в команде KTM Марко Кома, первое, что изучил тренер по физподготовке, – именно результаты тестирования. И мои цифры очень понравились! Для профи они о многом говорят.
– Как же готовят в школе Кома, чем ты там занимался?
– Как ни странно, к мотоциклу меня сначала не подпускали. Я бегал с легендой и учился ориентироваться по ней, находил спрятанные метки и на бегу решал логические задачи. Потом сел на велосипед и опять тренировался двигаться по легенде. Всё с секундомером. Инструктор оценивает, насколько ты быстро соображаешь под нагрузкой.
– Мотоцикл когда дали?
– Дали для начала прокатиться с местными эндуристами по горам. Я таких спусков в жизни не видел! Очень сложные, но нужно было держаться. Когда мы доехали до точки возврата с маршрута, мне сказали, что поедем обратно тем же путем. Вот тут я напрягся. Это было еще сложнее, один подъем я так и не смог преодолеть – мотоцикл выстрелил в небо и повис на деревьях. Испанцы смеялись!.. Они проехали эту трассу просто играючи. Конечно, это их домашняя трасса, а у нас нет таких гор и скал. Но ездят они очень хорошо. Я им сказал, что у нас эндуро – это болота и скользкие бревна. Потом узнал, что от меня ждали худших результатов – и зауважали.
– Значит, эндуро-тренировки. А потом что еще было?
– Потом была сама соль ралли-рейда – ориентирование по легенде. Марко Кома ездит по легенде раз в неделю. Ему специально готовят дорожную книгу с незнакомым маршрутом, и он ее «прокатывает». В его гараже стоит огромный ящик с рулончиками легенд. Вот так становятся чемпионами. То же делал вместе с ним и я.
– Успевал за чемпионом?
– Сначала, конечно, нет, потом поехал быстрее. Все приходит с опытом. Узнаешь различные маленькие хитрости, появляются навыки. Профи очень четко оценивает расстояние до поворота, не опускает лишний раз голову к легенде, ведь каждый кивок головы – это потерянное время. Чем реже смотришь и лучше запоминаешь маршрут, тем быстрее едешь. Так и наращивается темп с каждой тренировкой.
– Профи едут строго по легенде? Какие возможны... хитрости, например?
– Результат складывается из часов, минут, секунд. Великое искусство пилота – правильно видеть трассу. Ты едешь в коридоре, легенда является его центром. Если ты срежешь по ходу гонки несколько десятков поворотов, это даст тебе преимущество во времени, но, двигаясь по непрописанному маршруту, ты всегда рискуешь или упасть, или вовсе не проехать. Поэтому нужно уметь читать трассу. Это приходит с опытом. Много участков ралли проходит по пескам, где нет привязок, ориентиров и нужно двигаться по азимуту. Умение ездить по пескам – отдельная история. И специальные тренировки.
– Что еще нужно для успеха в ралли-рейде?
– Нужна техническая поддержка, или «ассистанс», как говорят французы. Раллийный язык, кстати, построен на французских терминах, как-никак они отцы-основатели дисциплины.
– Кто и как должен поддерживать гонщика?
– Есть такая категория мотоциклистов, которых сами организаторы называют бокс-райдерами. Именно эти люди составляют основную массу мотоциклетного пелетона, который не попадает в объективы кинокамер, так как все следят за успехами лидеров. Участие в гонке – удовольствие дорогое; заплатив стартовый взнос в 16 000 евро, мотоциклист получает возможность стартовать, есть, пить и заправляться, правда, не на всех бивуаках, и быть эвакуированным в случае схода. Еще организаторы перевозят его бокс – ящик размером примерно 100×50 см, куда можно положить самое необходимое. Если нужен механик, машина техподдержки и прочие блага сервиса, то требуемая сумма может легко возрасти до 120 000 евро. А еще нужен сам мотоцикл, экипировка, навигационное оборудование. Шансы бокс-райдера победить равны нулю, а вероятность финишировать – пожалуй, 1:2.
– Далее идут профи?
– Далее идут спортсмены, выступающие с поддержкой, которая стоит немалых денег. Потому, собираясь на гонку, не грех вспомнить «дядюшку Рокфеллера». Удобнее всего заключить контракт с командой, профессионально занимающейся «ассистансом» мотогонщика. Во-первых, это дешевле, нежели платить за собственного механика, его автомобиль поддержки и запчасти для мотоцикла. Подобная команда поддерживает сразу несколько гонщиков, она сама готовит для них мотоцикл и имеет необходимые запчасти, благодаря чему издержки гонщика снижаются.
– Сколько стоит такой контракт?
– Я заключил контракт с Honda Europe. Сумма около 100 000 евро включает в себя полностью подготовленный мотоцикл, его полное обслуживание на гонке, техничку с запчастями, доставку мотоцикла к парому, механика и «боевую» машину, идущую в канале гонки. По правилам помощь участнику на трассе может оказать только другой участник. Поэтому специальный автомобиль заявляется и стартует вместе со всеми, но его задача – везти запчасти и оказывать помощь в случае необходимости.
– Какие еще расходы?
– Льготный стартовый взнос, который оплачивается в оговоренные сроки, – 13 500 евро, обычный взнос 16 000 евро. В эту сумму включена оплата транспортировки на пароме в Аргентину и обратно, а также эвакуации с трассы в случае аварии. Также нужно оплатить лицензию от МФР, получить от федерации разрешение на старт. Еще нужен билет в Буэнос-Айрес, около 1500 евро и справка от спортивного врача, а также спортивная страховка.
– Сколько стоит подготовленный мотоцикл?
– Подготовленный мотоцикл можно купить даже б/у, в Европе такой стоит около 15 000 евро. Стоимость нового начинается с 20 000–25 000 евро и может подняться до 35 000 – в зависимости от оборудования. Цена, например, заводского KTM 690, полностью подготовленного под конкретного гонщика, и вовсе 120 000 евро.
– Как же все дорого! Ты накопил такую сумму сам или продал дом?
– Нет, я нашел спонсора – компанию Esta, мы вместе будем двигаться к результату. Ведь еще ни один российский мотогонщик не финишировал в «Дакаре».
– Можно ли ехать на «Дакар» при наличии всего того, о чем мы говорили сейчас?
– Думаю, что нет (смеется). Этого мало, для начала лучше попробовать себя в Кубке мира по бахам. У многих пропадет желание ехать на «Дакар» уже после первого этапа в песках. Этот Кубок – хорошая тренировка, он включает в себя пять-шесть этапов в различных условиях. «Дакар» – это почти все, что встречается на этапах Кубка. Я проехал все этапы Кубка и сошел с дистанции в Бразилии из-за поломки мотоцикла. Занял третье место в классе стандартных мотоциклов. Это было очень хорошей школой, набрался опыта.
– Есть ли еще подобные гонки?
– Есть традиционные гонки, такие как OPTIC, «Ралли Фараонов». Арабские шейхи периодически устраивают гонки с хорошей организацией. Туда хорошо ездить тренироваться.
– То есть ты готов к «Дакару»! Какова твоя планка в этой гонке?
– Моя цель – финиш. Для первого раза это будет лучший результат. Никто не побеждал да и на подиум не поднимался с первого раза, даже самые талантливые спортсмены. Наберусь опыта, поставлю планку выше.