Безопасность коммерческих перевозок

Недавно мы публиковали материал по повышению безопасности вождения от производителя техники. Насколько в этих программах заинтересованы автоперевозчики и как увязать их с действующим законодательством,в котором различные нормативно-правовые акты, в том числе и регулирующие пассажирские перевозки,часто противоречат друг другу?

Оценить сегодняшнее качество первоначального обучения профессии водителя можно по массовым нарушениям правил дорожного движения и, как следствие, несчастным случаям в дорожнотранспортных происшествиях. В связи с этим вскоре экзамены на получение водительских прав будут принимать по новым требованиям: автошколы обязаны усовершенствовать техническую базу и пересмотреть типовую программу обучения. Основную причину высокой аварийности сотрудники Госавтоинспекции видят в некачественном обучении кандидатов на получение водительских прав. Бесспорно, без изменения системы «гражданин-экзамен в ГИБДД» говорить об увеличении качества первоначального обучения профессии невозможно. Но вопросы получения водителем начальных навыков мы рассматривать не будем, а коснемся требований к процессу обучения работников, управляющих транспортным средством юридического лица, в организации, на рабочем месте. Для примера сравним аспекты контроля над обучением персонала безопасным приемам и методам труда, безопасности дорожного движения в методике западной Системы управления безопасностью труда (Safety Management Systems Requirements-SMS) и нормативных требований России. Подходы к оценке деятельности западного и российского юридического лица совершенно разные.

Согласно принятым в Европе и Америке требованиям аудитор для проверки состояния процесса обучения в компании пользуется чек-листом (бланком) SMS, в котором проверяется деятельность высшего руководства организации в части выявления потребности в обучении; требований, чтобы весь персонал, включая лиц, работающих по поручению организации, обладал соответствую-щим образованием, обучением либо опытом; введения в действие и соблюдение процедур, когда сотрудники каждого структурного подразделения на каждом уровне организации уведомляются о важности соответствия политике и процедурам по охране здоровья и безопасности труда, требованиям SMS и так далее. Процесс обучения включает в себя распределенные роли и ответственности, включая общую ответственность, кто проводит обучение и кто определяет потребности в обучении с соблюдением требований законодательства и компании.

Российский аудитор (инспектор ГИБДД, Транспортной или Трудовой инспекции) в процессе проверки организации, как правило, пользуется бланком акта, содержащим информацию о подтверждении деятельности организации по обеспечению безопасности дорожного движения. Наличие необходимых документов, подтверждающих квалификационную подготовку ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения. Инспектор проверяет, проводится ли стажировка водителей при приеме на работу и при пересадке на другую марку, тип ТС. Ведутся ли занятия с водительским составом по 20-часовой программе Минтранса по ознакомлению с изменениями в ПДД и нормативной документации, а также обучение оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, действиям водителя при пожаре, в случаях обнаружения взрывчатого устройства в кабине, кузове автомобиля. Для оценки деятельности по обеспечению эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии необходимо наличие документов, подтверждающих квалификационную подготовку ответственных лиц за организацию перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.

Как видно из вышесказанного, подходы к оценке деятельности западного и российского юридического лица совершенно разные, а объяснение этому очень простое. Независимый европейский или американский аудитор дает экспертное заключение для страховой компании о состоянии SMS в организации для расчета страховых тарифов. Тогда как государственное должностное лицо в России привлекает к административной ответственности руководителей, специалистов этого юридического лица или передает материалы в прокуратуру (конечно, если не учитывать коррупционную составляющую). Сейчас в России существует достаточная законодательная база по обязательному обучению персонала, предъявляющая жесткие требования к вопросам обучения водительского состава.

Во-первых, в любой организации перед допуском до самостоятельной работы сотрудника необходимым условием является проведение стажировки на рабочем месте, то есть обучение его безопасным приемам и методам работы на закрепляемом за ним транспортном средстве под руководством наставника, ответственного специалиста. Во-вторых, в организациях необходимо проводить обучение с водительским составом при приеме на работу и в процессе работы (ГОСТ 12.004-90). К тому же в соответствии с требованием Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об образовании» Минтрансом РФ разработана и утверждена соответствующая программа обучения «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций (РД-26127100-1070-01)», утверждено первым заместителем министра транспорта РФ Насоновым А.П. 02.10.2001 г. Срок введения в действие 01.01.2002г.

При всей бесспорности проведения обучения с персоналом возникает конфликт интересов между «соответствующими органами государственного надзора» над обеспечением безопасной эксплуатации автотранспортных средств и бизнесом, организующим перевозку грузов и пассажиров. Конфликт изначально заложен в программе из-за несоответствия требованиям ГОСТа 12.0.004-90 к обучению работников в организации.

А именно:

1. ГОСТ (п.п. 3.2) предусматривает изучение теоретического курса в рамках «специального учебного предмета «Охрана труда» или соответствующего раздела по спецтехнологии» в объеме «не менее 20 ч при подготовке на производстве», а программа Минтранса РФ регламентирует 17 часов теоретических занятий и 3 часа практических в области безопасности дорожного движения.

2. ГОСТ (п.п. 4.8) предусматривает изучение теоретического курса в рамках «специального учебного предмета «Охрана труда» или соответствующего раздела по спецтехнологии» в объеме «не менее 20 ч при подготовке на производстве» «до начала самостоятельной работы», а в пояснительной записке к учебному плану и программе Минтранса РФ указано, что новые экономические условия «сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанных с повышением профессионального мастерства водителя».

Кроме того, конфликт интересов с государственными надзорными органами запрограммирован не только для российских, но еще и для западных компаний, осуществляющих бизнес в России. Так как программа обучения не соответствует требованиям SMS: «Соответствие требованиям законодательства и требованиям компании (если требования компании и требования законодательства вступают в противоречие, то применяется более строгое требование). Определение пробелов в компетенциях сотрудников на основе требований к их позиции, предоставление соответствующего обучения на основе идентифицированных пробелов (процедуры обучения должны принимать во внимание различные уровни ответственности, возможностей, компетентности и риска, связанных с выполняемой работой). Пересмотр потребностей в обучении работников в случае возникновения изменения в оборудовании, процессах, системных документах или изменения в роли и ответственности. Определение эффективности обучения».

Соответственно, у руководителя организации в конфликте с соответствующими органами государственного надзора есть выбор: подвергнуться административному штрафу и не оплачивать навязываемые образовательные услуги (не содержать в штате специалистов) для обучения персонала по программе, не соответствующей требованиям Охраны здоровья и безопасности труда. Или с применением коррупционных схем оплатить минимальную стоимость документа о прохождении персоналом такого обучения в образовательных учреждениях, рекомендуемых теми же соответствующими органами государственного надзора. В обоих случаях проигрывает бизнес проверяемой организации и общее состояние процесса обучения в стране.

Однако есть и третий путь, успешно применяемый в наши дни, исключающий конфликт из-за отсутствия в процессе обучения профессии «Водитель - высшей профессиональной категории работников» этих самых «соответствующих органов государственного надзора». Здесь участниками сторон выступают: продавец техники–работодатель–страховщик. А все процессы обучения водителя высшей профессиональной категории регламентируются на договорной основе в строгом соответствии с ГОСТом 12.0.004-90, требованиями SMS и требованиями законодательных актов России в области охраны труда, пожарной безопасности и безопасности дорожного движения.

Каждая из сторон ставит целью получение максимально возможной прибыли от организации работ по обучению работников собственника техники. В бизнес-процессах для продавца техники она достигается увеличением объемов продаж, повышением имиджа торговой марки. Для работодателя – сокращением себестоимости перевозки грузов и пассажироперевозок. Для страховщика – снижением убыточности договора добровольного страхования.

Чтобы достичь требуемого уровня компетенции водителей автопарка работодателя, сторонами процесса обучения разрабатываются и утверждаются соответствующие программы обучения.

Продавец техники организует «базовое» обучение водителей работодателя безопасным приемам и методам труда по управлению конкретной маркой и моделью автомобиля. Основной документ при составлении теоретической программы «базового» обучения – «Руководство по эксплуатации…», практические занятия проводятся в процессе вождения «Test drive». Обучение проводится собственными работниками продавца техники, сертифицированными по стандартам завода-изготовителя организаций или специалистами того же работодателя. А предприятие-изготовитель, в роли которого выступает дилерский центр или российское представительство, по окончании занятий выдает сертификаты от имени заводаизготовителя о пройденном обучении и аттестации работников, соответствующие стандартам, политикам и процедурам завода-изготовителя, что подтверждает исполнение законодательных и нормативных требований РФ о необходимости соответствия программ обучения работников отраслевым стандартам.

Работодатель организует изучение соответствующих инструкций, политик и процедур по производственной деятельности, охране труда, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности на производстве в соответствии с должностными обязанностями и аттестацией рабочего места работника. Быть может, водитель будет осуществлять погрузку-разгрузку транспортного средства самостоятельно. Соответственно, до начала стажировки с ним проводят дополнительное теоретическое и практическое обучение безопасным методам труда, связанным с переносом тяжестей, особенностям работы на высоте, порядку разгрузки-погрузки и размещению грузов в кузове автомобиля, безопасному закрыванию и открыванию бортов, дверей кузова, применению специального оборудования и т. п. Программа на производстве должна предусматривать обучение безопасным методам труда не менее семи теоретических часов, а также обязательным условием дополнительного обучения сотрудника до выхода на работу является обучение по программе «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП» – три часа теории и один час практических занятий.

– Наша компания учитывает наличие продуманной кадровой политики у предприятий-страхователей, наши продукты предусматривают соответствующие скидки. Так, в РОСНО применяются скидки за ограничения стажа допущенных к управлению водителей. В РОСНО такие скидки достигают 30%. Речь идет о допуске к управлению ТС компании только штатных водителей со стажем вождения более 5 лет или сотрудников (нештатных водителей) со стажем более 5 лет и имеющих водительское удостоверение категории B и одной из категорий C, D, E. Этих водителей можно отнести к категории профессионалов, и аварийность по автопарку организации, которая привлекает на работу водителей с такими характеристиками, по нашим оценкам, будет ниже. Собственно, размер скидки отражает то, насколько, по нашей статистике, снижается аварийность парка. При заключении договора страхователю нет необходимости предоставлять какие-либо специальные документы, подтверждающие квалификацию водителей. Ограничения по допуску водителей указываются в договоре страхования. При заявлении убытка мы проверяем, отвечает ли водитель, который был в момент ДТП за рулем, критериям, указанным в договоре. РОСНО подходит к каждому корпоративному парку индивидуально и старается максимально учесть специфику каждой организации, поэтому возможны и нетиповые, не предусмотренные стандартными продуктами варианты скидок и специальных предложений.

Например, недавно мы застраховали организацию, которая для всех своих водителей разработала программу по повышению водительского мастерств рассчитанную на год, и все водители должны были ее пройти. Мы попросили у страхователя описание программы, ознакомились, и, хотя в договоре страхования нельзя указа прохождение водителями программы повышения водительского мастерств как условие страхования,при тарификации мы учли такой ответственный под ход и предоставили этой компании скидку.

Страховщик же организует обучение работника способам оповещения о чрезвычайных ситуациях, порядку сообщения о ДТП, пожаре, угоне, противоправных действиях третьих лиц. Порядку вызова соответствующих служб через центральный пульт страховщика и т. д. Этот курс занимает один час теоретических занятий.

Таким образом, до работы сотрудники получают знания по безопасным приемам и методам труда по программе в объеме 20 часов теоретических и 10 часов практических занятий, совместно проводимых продавцом техники, работодателем и страховщиком. В дальнейшем работник направляется к наставнику на стажировку для изучения безопасных приемов и методов труда при управлении транспортном средством в реальных условиях движения, обучению организации работ в соответствии с должностью. Результаты стажировки оформляются в установленном в РФ порядке. По результатам аттестации работнику устанавливается уровень компетенции и составляется план обучения для достижения очередного уровня компетенции, то есть план повышения квалификации с учетом учебных процессов продавца и работодателя.

В аттестационную комиссию работодателя (с правом голоса) приглашаются представители продавца, страховщика, муниципальных образований и контролирующих органов. Работодатель может установить следующие уровни компетенции работников: водитель-стажер, водитель с незначительным опытом работы, водитель с устойчивыми показателями работы, водитель с выдающимися показателями работы (профессионал, водитель-наставник, лучший водитель года).

Подпишитесь на «За рулем» в