Статистика: Три миллиона машин через четыре года
Такой оптимистичный сценарий развития предлагают аналитики рынка, ориентируясь на предполагаемый уровень продаж в 3 млн машин в год. Вместе с тем в соответствии с пессимистичным прогнозом в 2014 году россияне смогут приобрести лишь 2,5 млн новых автомобилей.
Если сбудется положительный прогноз, именно в 2014 году российский автомобильный рынок побьет рекорд докризисного 2008 года, когда в стране было продано более 2,7 млн новых легковых машин.
Оптимистичный сценарий предполагает отсутствие в обозримом будущем финансовых кризисов. Люди будут покупать автомобили под влиянием инфляции и снижения ставок по вкладам.
В этом случае в нынешнем году на российском рынке будет продано около 1,75 млн новых автомобилей (без учета сегмента легких коммерческих машин). Это на 22% выше прошлогодних показателей.
Пессимистичный сценарий учитывает макроэкономический риск – темпы восстановления мировой экономики замедлятся, а цены на энергоресурсы снизятся. Рост экономики неустойчив, а сворачивание мер государственного стимулирования негативно скажется на авторынке. При таком раскладе прогноз на 2010 год показывает объем рынка в 1,65 млн машин. В 2011-м динамика составит всего 6–7%, до 1,75 млн машин, а уровень в 2 млн будет достигнут лишь в 2012 году. Тем не менее видна главная тенденция – существенное увеличение доли иномарок российской сборки.
Что же касается нынешнего дня, за первые полгода темпы роста продаж легковых машин в России «превзошли самые смелые ожидания». Авторынок меняется под влиянием программы утилизации: с января по июнь продажи российских машин выросли на 19%, зато иномарки находились в минусе по отношению к прошлому году на 4,8%.
За первые полгода россияне купили 737,3 тысячи новых автомобилей. Это на 12 тысяч больше, чем за первые шесть месяцев 2009-го. Доля проданных иномарок сократилась до 68,6% (506 тыс. машин), в то время как отечественные модели укрепили свои позиции: их доля увеличилась с 27,6 до 31,4%.