Японский гольф-класс: Honda, Toyota, Mazda
HONDA CIVIC: 1,8 л, 140 л.с., 5-ступенчатый автомат, Executive, 826 000 руб.
MAZDA 3: 1,6 л, 105 л.с., 4-ступенчатый автомат, Touring Plus, 823 000 руб.
TOYOTA COROLLA: 1,6 л, 124 л.с., 4-ступенчатый автомат, «Престиж», 797 000 руб.
ИТАДАКИМАСУ
Где еще, как не в Японии, уделяют столько внимания деталям трапезы? Стол считается богатым, когда на нем множество яств. Пускай даже все они в малюсеньких порциях. А еще японцы верят, что подаваемые блюда должны в первую очередь радовать глаз и только потом насыщать. Проведем параллель с автомобилями?
ПЛЮСЫ. Отличная эргономика, просторный задний диван, приемистый двигатель, смышленая трансмиссия.
МИНУСЫ. Посредственная плавность хода, высокий уровень шума на разгоне, скромный багажник.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА. 7,9
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА. Наиболее азартная, быстрая и экономичная машина в тесте. Понравится поклонниками современных интерьеров; хорошо подойдет и тем, кто путешествует вчетвером.
В предыдущих поколениях «Королла» выглядела безлико. Этакое бесполое существо. Последнее поколение совсем иное: ни дать ни взять «Кэмри» в миниатюре. Обновленная «Королла» стала еще привлекательнее: фары, радиаторная решетка, фонари – все эти детали после рестайлинга стали еще ярче и самобытнее. «Сивик» с надвинутым на передние колеса салоном удивляет пропорциями: короткий капот, сросшиеся с ним ветровое стекло и крыша. Ну а «трешка» – самая экспрессивная: только взгляните на ее поясную линию и лихо очерченные колесные арки. Но по мне, хороши все!
Добро пожаловать внутрь. Здесь в каждой модели прослеживается определенная тенденция – сочетание разномастных по фактуре, оттенку и толщине пластиков. Но настроение везде разное. Интерьер «Короллы» логичен, здесь нет стилистической эклектики. Вероятно, поэтому в ходе модернизации ее салон почти не тронули – лишь по-спортивному усекли в нижней части обод руля да поменяли расцветки обивки. А что еще добавишь к шикарным оптитронным приборам с янтарной подсветкой, в которые вживлены два жидкокристаллических дисплея? «Хонда» проповедует диаметрально противоположные ценности. На «Сивике» я ездил не раз, но до сих пор приглядываюсь к каждому изгибу передней панели, пытаясь найти хоть где-нибудь намек на симметрию. У «Мазды» тоже свой, оригинальный подход. В одних деталях она чрезмерно строгая (панель приборов), в других разнузданно-легкомысленная (центральная консоль). Меняя заданную температуру климата или громкость «музыки», видишь, как светящаяся синяя полоска в центре консоли вдруг вспыхивает ярче. При этом ручки климат-контроля тоже задают жару: при вращении они начинают подмигивать стрелочками!
С точки зрения эргономики, вопреки ожиданиям, лидирует «Хонда». Кто бы мог подумать, что «двухэтажная» приборная панель всегда остается в поле зрения водителя любого роста, а сформированный вокруг него кокпит позволяет находить кнопки на ощупь уже через пять минут. В «Сивике» удобные, в меру жесткие и хваткие кресла, по-спортивному низкая посадка, но залезать в машину при этом удобно. «Мазда» тоже не промах: в глубоких, обрамленных металлом приборных колодцах никогда не гуляют блики; под козырьком в центре передней панели спрятан экран штатной навигации (в «Короллу» и «Сивик» ее даже заказать нельзя). Сидишь здесь выше, чем в «Сивике», подушка явно мягче, а регулировка угла наклона спинки посредством вращающейся ручки удобнее, чем ступенчатая схема «Хонды». Само же кресло понравилось чуть меньше по причине недостаточно выраженной боковой поддержки.
ПЛЮСЫ. Высокая плавность хода и низкий уровень шума, просторный багажник, приемистый двигатель.
МИНУСЫ. Не очень удобное сиденье водителя, тесный задний диван, своенравная трансмиссия.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА. 8,1
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА. Флегматична, но надежна в управлении; наиболее комфортабельна и вынослива на российских дорогах с точки зрения подвесок.
«Королла»? Она верна своим многолетним ценностям, например специфической посадке на вроде бы комфортном, но бесформенном кресле. Через пару часов езды хочется подложить под поясницу валик – сиденье давит на плечи, а поясничного подпора не хватает. А еще у «Тойоты» блок управления зеркалами зачем-то упрятан в совершенно невидимое водителю место – привыкай, как хочешь.
Итак, с эстетикой и эргономикой разобрались. Время пробовать машины на вкус. Итадакимасу, приятного аппетита!
КАМПАЙ
Японские традиции диктуют и особое поведение за столом: никаких громких разговоров, никакой жестикуляции – пищу следует принимать с расстановкой. Единственное эмоционально произносимое слово – кампай, будем здоровы!
Ехать, как правило, тоже хочется в тишине и покое. Лучшая по этой части – «Королла»: ее двигатель слышен лишь при интенсивном разгоне, шелест покрышек и работа подвески на кочках в салон почти не проникают. Конкуренты заметно шумнее, особенно «Сивик»: мотор голосит без стеснения, асфальтовые морщины не только слышишь, но и чувствуешь на руле и педалях, глубокие ямы лучше вообще объезжать – иначе удары будут недетскими. Традиционно шумная «Мазда» в новом поколении наконец-то разорилась на звукоизоляцию; на ровном покрытии тишь да гладь, лишь после 120 км/ч в зеркалах начинает заунывно петь ветер. Но стоит выехать с центральных улиц на какую-нибудь Верхнюю Ухабенскую, как начнется беззастенчивый камнепад в колесных арках.
ПЛЮСЫ. Качественный интерьер оригинального дизайна, встроенная навигация, неплохой автомат.
МИНУСЫ. Довольно жесткие подвески, тесные задние места.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА. 7,9
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА. Разумный компромисс между спортивностью «Сивика» и мягкостью «Короллы»: понятна в управлении, умеренно трясет на плохих дорогах, хорошо оснащена.
Плавность хода? На плохих дорогах «Тойота» однозначно впереди. Она умудряется сочетать умеренную мягкость подвески с приличной энергоемкостью и почти полным игнорированием колейности. Заметная на городских скоростях дорожная мелочь растворяется, если поедешь быстрее, а баланс между повторением профиля дороги и раскачкой здесь также оптимальный. «Мазда» и особенно «Хонда» ощутимо потряхивают экипаж в любых скоростных диапазонах, вдобавок «Сивик» не держит удары от крупных неровностей. Похожи они и нежеланием дать водителю расслабиться: «трешке» свойственна некоторая нервозность, а «Сивик» не любит езды в колее. В общем, крепче за баранку держись, шофер!
А что скажут пассажиры «галерки»? В «Тойоте» довольных лиц не увидишь: плечам тесно, ступни пристроить непросто… Спасибо, хоть туннеля на полу почти нет да подлокотники удобны. Пересядем в «Мазду». Вот незадача: здесь колени нащупывают поясницы счастливчиков с передних сидений, а над головой нависает потолок. Так что выбор пассажира второго ряда – «Хонда». Хотя формально ее салон наиболее узкий, а профиль подушки не слишком удачный, ехать приятнее именно в «Сивике»: все недостатки компенсирует солидный запас места для ног.
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Понятие «главное блюдо» в Японии отсутствует. Но все знают: чайная церемония для жителей островов то же самое, что для нас душевная беседа после застолья. Точно так же истинные автомобилисты всегда приходят к разговорам о быстрой езде. Какой прок от эстетики салона, если машина не способна прилично ехать? Однако наш случай совсем иной.
«Хонда» рвет с места в бой и при этом остается послушной. Благодаря чувствительной (в пробках – даже излишне) педали газа и наиболее мощному в трио 140-сильному мотору «Сивик» ускоряется охотнее оппонентов. Его пятиступенчатый автомат работает наиболее плавно и быстро. Особенность топовой комплектации – в подрулевых лепестках ручного управления трансмиссией, так что машину можно заставить тормозить двигателем. Единственная придирка к трансмиссии вызвана ее стремлением побыстрее перейти на повышенные экономичные передачи и едва заметная задержка при переходе в кик-даун.
Хорош и автомат «Мазды»: не мечется в поисках нужной передачи и всегда ведет себя так, как ожидаешь. В тестовом автомобиле не было кнопок смены скоростей на руле (их можно получить лишь с 2-литровым мотором), однако позволено пощелкать рычагом. Удивительно, но факт: заметный проигрыш в лошадиных силах не портит впечатления от разгона «трешки», особенно в городе. Конечно, чудес не бывает, и после 100 км/ч «Мазда» с ее 105 силами потихоньку скисает. Но тандем двигателя и трансмиссии обеспечивает полное взаимопонимание с машиной и позволяет точно рассчитать, когда следует выходить на обгон, а когда нет.
«Тойота» стартует почти так же легко, как «Хонда». Однако 124-сильный мотор повинуется акселератору чуть хуже, и здесь, увы, вообще не придется вручную командовать трансмиссией. Пусть говорят, что игры с ручным режимом на автоматах быстро надоедают, – главное, чтобы такая возможность была. Иначе излишне самостоятельная трансмиссия может преподнести сюрприз... При очередном безобидном обгоне «Королла» повела себя именно так: когда машина была уже на чужой полосе и интенсивно ускорялась, коробка вдруг перепрыгнула на повышенную. Топчу педаль газа – и трансмиссия вновь уходит «вниз». Обгон я завершил благополучно, но осадочек остался.
Древние традиции не советуют при встрече с жителями Японских островов пристально смотреть им в глаза и подходить при разговоре на недопустимо близкое расстояние. Но мы нарушим правила и спровоцируем наших оппонентов на опасные ситуации – как иначе узнаешь, какой автомобиль сильнее по части управляемости? Первой на горную дорогу выкатывается «Королла». Несмотря на довольно острый руль, «Тойота» не склонна к нервозности и, кажется, даже провокационные действия водителя не в силах сбить ее с траектории. Увы, это впечатление обманчиво: резкий занос наступает неожиданно. И бороться с ним придется один на один – системой стабилизации продаваемые в России «короллы» не оснащают. С «Маздой» такой номер не выйдет: стабилизирующая «трешку» электроника – уже в базовом оснащении. «Трешка» входит в поворот, не обращая внимания на рельеф покрытия. Она не склонна соскакивать с траектории даже на разбитом асфальте. На сброс газа отвечает плавным заносом, который легко погасить. За это отдельное спасибо рулю с весьма понятным характером реактивного усилия. И все же штурмовать повороты, несмотря на сильные крены, больше всего нравится на «Хонде». «Сивик» демонстрирует нейтральный характер; он не склонен к резкому заносу или сносу, у него великолепно настроена система стабилизации – кстати, полностью отключаемая.
Ох и непросто нам с вами, чужакам-гайдзинам, понять японскую культуру! А вот они молодцы: что суши, что автомобили с Японских островов давно завоевали весь мир. Поэтому скорее берите в руки деревянные палочки хаси и кладите в рот тот кусочек, который вам больше всего приглянулся.
Михаил Гзовский: «Каждая машина японского трио нацелена на свою аудиторию: «Мазда» элегантна и предлагает богатое оснащения, «Хонда» берет простором и отточенной управляемостью, «Тойота» солидна внешне и хорошо переносит российские дорожные условия».
ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ
Зарядник, ежедневник, карта. В какой из трех машин для них больше места? В «Хонде» объемистый перчаточный ящик, а также емкости для мелочей в боксе подлокотника и за сдвижной крышкой по соседству. «Тойота» заставляет сортировать вещи – по сути, в ней два перчаточных ящика. Правда, в верхнее отделение даже DVD не лезет. «Мазда» решила вопрос по-своему: мелочи можно сложить в крышку, а для более крупных вещей предусмотрена ниша в глубине панели. Туда можно упрятать даже компактный нетбук.