Присоединяйтесь, господа!

За первое полугодие этого года в России запущено около 50 инвестиционных промышленных проектов на общую сумму свыше 19 млрд. долларов. Часть из них – в автопроме.

ЗАПАХ НОВОЙ РЕЗИНЫ

Увы, автопром пока не является лидером по инвестиционной привлекательности, в отличие от химии и нефтепереработки. Но ведь многие предприятия этих отраслей работают в конечном итоге именно на автомобильную! Нынешней весной стартовал как раз такой проект: японская «Йокогама» начала возводить шинный завод в особой экономической зоне «Липецк». Объем инвестиций – 400 млн. долларов. Уже в апреле следующего года японцы обещают начать отгрузку шин потребителям. Первая очередь рассчитана на ежегодный выпуск 1,5 млн. шин для легковых автомобилей. Причем японский проект в этой области далеко не первый: свои предприятия уже открыли компании «Нокиан», «Мишлен»… Все понятно: в нашем парке необратимо растет число иномарок (в том числе российской сборки), на одних импортных поставках уже не проживешь – нужно разворачивать производство внутри страны.

Но и в чисто автомобильном секторе уже произошло (или случится чуть позже) несколько открытий. В Калужской области запущен автосборочный завод французского концерна PSA (автомобили концерна «Пежо-Ситроен», а также примкнувшей к нему компании «Мицубиси»). Стоимость проекта – 470 млн. евро. Абсолютно новый, возведенный в чистом поле завод уже выпускает легковые автомобили С­-класса («Пежо­308» и «Ситроен­С4»), вскоре к ним добавятся вседорожники. К 2012 году мощность предприятия достигнет 125 тыс. машин. Кстати, достигнув проектной мощности, предприятия Центрального (или Калужско­Московского) автомобильного кластера (в него входят заводы «Рено­Автофрамос», «Фольксваген», «Пежо­Ситроен­Мицубиси») будут собирать уже около 450 тыс. автомобилей в год. Эта цифра, в свою очередь, весьма привлекательна для производителей комплектующих. По некоторым сведениям, сейчас до десятка потенциальных смежников ведут переговоры с администрацией Калужской области об открытии предприятий в регионе.

Второй быстро растущий автомобильный кластер – Северо­Западный (Санкт­Петербург, Калининград). Здесь главное событие года – пуск питерского завода «Хёндай» в сентябре. В строительство мощностей для выпуска 150 тыс. легковых автомобилей в год инвестировано 500 млн. долларов. Общий объем выпуска машин силами питерского кластера («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан», «Хёндай», а также АВТОТОР) с выходом предприятий на проектную мощность достигнет почти 600 тыс. штук. Сюда тоже тянутся производители автомобильных компонентов, так что в ближайшее время мы наверняка услышим о новых проектах. Кстати, иностранцы пришли именно в этот регион вполне закономерно.

Помимо удобной логистики, местные власти создают инвесторам льготные условия: берут на себя расходы по строительству дорог до будущей площадки и прокладку коммуникаций, снижают налоги на прибыль и имущество. Впрочем, это общемировая практика, ведь иначе перспективный производитель уйдет в другой регион, где инвестиционный климат лучше…

Похоже, именно такой сумели создать в Республике Татарстан, где уже в ближайшее время начнется строительство крупного совместного завода ФИАТа и российской компании «Соллерс». Здесь должны выпускать до 500 тыс. автомобилей марок ФИАТ и «Джип»; инвестиции составят рекордные 2,3 млрд. евро. Детали этого мегапроекта на момент подготовки статьи были еще неизвестны, но в том, что он осуществится, практически нет сомнений: премьер-министр Владимир Путин поручил руководителям двух госбанков, ВТБ и ВЭБ, «проработать вопрос» о предоставлении предприятию «длинного» кредита на сумму 2,1 млрд. евро. Так что отступать, похоже, некуда…

Даже без учета новых проектов (ФИАТ и «Рено тракс»), по данным Минпромторга, общая сумма инвестиций в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов.

Последняя новость, которая пришла уже в начале лета: «Рено тракс» и новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) подписали соглашение о сборке грузовиков «Рено» серии Midlum. Размер инвестиций пока неизвестен.

Среднетоннажный грузовик «Рено-Мидлум» получит прописку на заводе АМУР.

По данным Минпромторга, даже без учета неосвоенных проектов общая сумма вливаний в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов!

Иностранные фирмы готовы выпускать у нас не только автомобили, но и иную технику. Скажем, сельскохозяйственную. Поскольку эти отрасли в Минпромторге объединены под крышей одного департамента, заодно расскажу о проектах сельхозмашиностроения. В начале года американская компания «Джон Дир» заявила о намерении вложить 125 млн. долларов в строительство завода в России. Цех крупноузловой сборки комбайнов уже открылся в бизнес-парке «Южные врата» (он расположен в Московской области, недалеко от аэропорта «Домодедово»). Обещают вскоре увеличить степень локализации, наладить сварку и окраску.

Как видим, жизнь в российском автопроме (и смежных отраслях) продолжается; более того, подписываются соглашения, запускаются новые проекты, строятся заводы… И это не может не радовать.

Подпишитесь на «За рулем» в