Присоединяйтесь, господа!
ЗАПАХ НОВОЙ РЕЗИНЫ
Увы, автопром пока не является лидером по инвестиционной привлекательности, в отличие от химии и нефтепереработки. Но ведь многие предприятия этих отраслей работают в конечном итоге именно на автомобильную! Нынешней весной стартовал как раз такой проект: японская «Йокогама» начала возводить шинный завод в особой экономической зоне «Липецк». Объем инвестиций – 400 млн. долларов. Уже в апреле следующего года японцы обещают начать отгрузку шин потребителям. Первая очередь рассчитана на ежегодный выпуск 1,5 млн. шин для легковых автомобилей. Причем японский проект в этой области далеко не первый: свои предприятия уже открыли компании «Нокиан», «Мишлен»… Все понятно: в нашем парке необратимо растет число иномарок (в том числе российской сборки), на одних импортных поставках уже не проживешь – нужно разворачивать производство внутри страны.
Но и в чисто автомобильном секторе уже произошло (или случится чуть позже) несколько открытий. В Калужской области запущен автосборочный завод французского концерна PSA (автомобили концерна «Пежо-Ситроен», а также примкнувшей к нему компании «Мицубиси»). Стоимость проекта – 470 млн. евро. Абсолютно новый, возведенный в чистом поле завод уже выпускает легковые автомобили С-класса («Пежо308» и «СитроенС4»), вскоре к ним добавятся вседорожники. К 2012 году мощность предприятия достигнет 125 тыс. машин. Кстати, достигнув проектной мощности, предприятия Центрального (или КалужскоМосковского) автомобильного кластера (в него входят заводы «РеноАвтофрамос», «Фольксваген», «ПежоСитроенМицубиси») будут собирать уже около 450 тыс. автомобилей в год. Эта цифра, в свою очередь, весьма привлекательна для производителей комплектующих. По некоторым сведениям, сейчас до десятка потенциальных смежников ведут переговоры с администрацией Калужской области об открытии предприятий в регионе.
Второй быстро растущий автомобильный кластер – СевероЗападный (СанктПетербург, Калининград). Здесь главное событие года – пуск питерского завода «Хёндай» в сентябре. В строительство мощностей для выпуска 150 тыс. легковых автомобилей в год инвестировано 500 млн. долларов. Общий объем выпуска машин силами питерского кластера («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан», «Хёндай», а также АВТОТОР) с выходом предприятий на проектную мощность достигнет почти 600 тыс. штук. Сюда тоже тянутся производители автомобильных компонентов, так что в ближайшее время мы наверняка услышим о новых проектах. Кстати, иностранцы пришли именно в этот регион вполне закономерно.
Помимо удобной логистики, местные власти создают инвесторам льготные условия: берут на себя расходы по строительству дорог до будущей площадки и прокладку коммуникаций, снижают налоги на прибыль и имущество. Впрочем, это общемировая практика, ведь иначе перспективный производитель уйдет в другой регион, где инвестиционный климат лучше…
Похоже, именно такой сумели создать в Республике Татарстан, где уже в ближайшее время начнется строительство крупного совместного завода ФИАТа и российской компании «Соллерс». Здесь должны выпускать до 500 тыс. автомобилей марок ФИАТ и «Джип»; инвестиции составят рекордные 2,3 млрд. евро. Детали этого мегапроекта на момент подготовки статьи были еще неизвестны, но в том, что он осуществится, практически нет сомнений: премьер-министр Владимир Путин поручил руководителям двух госбанков, ВТБ и ВЭБ, «проработать вопрос» о предоставлении предприятию «длинного» кредита на сумму 2,1 млрд. евро. Так что отступать, похоже, некуда…
Даже без учета новых проектов (ФИАТ и «Рено тракс»), по данным Минпромторга, общая сумма инвестиций в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов.
Последняя новость, которая пришла уже в начале лета: «Рено тракс» и новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) подписали соглашение о сборке грузовиков «Рено» серии Midlum. Размер инвестиций пока неизвестен.
По данным Минпромторга, даже без учета неосвоенных проектов общая сумма вливаний в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов!
Иностранные фирмы готовы выпускать у нас не только автомобили, но и иную технику. Скажем, сельскохозяйственную. Поскольку эти отрасли в Минпромторге объединены под крышей одного департамента, заодно расскажу о проектах сельхозмашиностроения. В начале года американская компания «Джон Дир» заявила о намерении вложить 125 млн. долларов в строительство завода в России. Цех крупноузловой сборки комбайнов уже открылся в бизнес-парке «Южные врата» (он расположен в Московской области, недалеко от аэропорта «Домодедово»). Обещают вскоре увеличить степень локализации, наладить сварку и окраску.
Как видим, жизнь в российском автопроме (и смежных отраслях) продолжается; более того, подписываются соглашения, запускаются новые проекты, строятся заводы… И это не может не радовать.