Hanomag Rekord Diesel Typ D19: Рекорд для бюргера
Модель с именем Rekord появилась у Hanomag в 1934 году. Рамная конструкция, эстетичный кузов от фирмы Ambi Budd, бензиновый мотор объемом 1,5 л, 4-ступенчатая коробка передач, передняя независимая подвеска, гидравлические тормоза на всех колесах… В общем, все, что нужно бюргеру для ежедневных поездок. Новая машина быстро завоевала репутацию выносливой «рабочей лошадки» и продавалась не хуже своих собратьев – Kurier и Garant. Что особенно импонировало публике – двигатель Hanomag Rekord развивал 32 л.с. при 3200 об/мин и не был слишком прожорлив: на 100 км пробега уходило от 10 до 12 литров. Но конструкторы хотели сделать автомобиль еще экономичнее.
С 1928 года в Ганновере развернулись работы по новому перспективному направлению – дизельному силовому агрегату. Ранее такие моторы применялись только на сельхозтехнике. Специфические особенности дизелей вроде высокого уровня шума и сильных вибраций ограничивали сферу их применения техникой, не требующей особого комфорта для водителя. Наконец конструкторам удалось создать компактный 4-цилиндровый агрегат объемом 1,6 л, пригодный для установки на легковой автомобиль. Его впервые показали в начале 1936 года на Международной автомобильной выставке в Берлине. Стоявший на стенде фирмы экспериментальный двигатель для перспективной модели привлекал внимание, но посетители тянулись к Mercedes-Benz 260D – готовому прототипу с дизелем.
Он был в Париже
Звездный час ганноверовского мотора пробил лишь спустя полгода и не в Берлине, а в Париже. Именно осенний автосалон во французской столице стал местом громкой премьеры главной новинки фирмы – Hanomag Rekord Diesel Typ D19. За несколько месяцев конструкторы основательно переработали тот самый «выставочный» экземпляр: теперь под капотом стоял дизель объемом 1,9 л и мощностью 35 л.с. при 2000 об/мин. От своего бензинового аналога он отличался увеличенным диаметром цилиндра – отсюда и возросший рабочий объем, но мощность была практически одинаковой. Еще автомобили отличались электрооборудованием – Typ D19 получил 12-вольтовую систему фирмы Bosch. Та же фирма являлась и поставщиком топливного насоса высокого давления. Примечательно, что и дизель модели Mercedes-Benz 260D оснащался ТНВД, изготовленным Bosch, – это было единственное, что объединяло конкурентов.
Но пока в Париже триумфально показывали Hanomag Typ D19, в Штутгарте началось производство Mercedes-Benz 260D, первую партию которых отправили в таксопарки. Таксисты оценили основное преимущество дизеля – небольшой расход топлива. Этот же фактор стал и главным отличием дизельного Hanomag Rekord от его бензиновой версии. Typ D19 потреблял всего лишь 7 л солярки! Плюс к этому литр дизельного топлива стоил тогда в Германии 20 пфеннигов, а бензина – 45. И если на пробег в 100 км владелец Typ D19 тратил примерно полторы рейхсмарки, то этот же путь на бензине обошелся бы ему в пять. Выгода очевидна.
Сделать невозможное
Пусть Hanomag Typ D19 и опоздал как первая серийная легковушка с дизелем, ганноверцы могли утешить себя тем, что создали самый маленький агрегат подобного типа. Этот же двигатель демонстрировал удивительно тихую работу за счет применения особого ТНВД фирмы Bosch.
Это сразу оценили те журналисты, кому выпало проводить тест-драйвы модели Typ D19. Вот что писали, например, в 1938 году во французском журнале Automobile Revue: «Конструкторам фирмы Hanomag удалось сделать то, чего все остальные считали невозможным достигнуть так легко, а именно – исключить «дергание» дизеля, прежде всего на низких оборотах. Он работал очень плавно и тихо. По сравнению с ним не все бензиновые двигатели могли похвастать уравновешенностью и низким уровнем шума. Даже опытный специалист не мог определить, стоит на машине бензиновый или дизельный мотор, если он заранее не знал этого».
После Typ D19 появился и первый 6-цилиндровый дизель объемом 2,4 л, который затем увеличили до трех. Мощность «шестерки» составила 55 л.с. – ее планировали устанавливать на модель Hanomag Sturm. Но началась война, и эти большие планы не сбылись, Sturm так и выпускался со своим штатным бензиновым силовым агрегатом. Поэтому Typ D19 остался единственным серийным легковым дизелем из Ганновера. Всего выпустили 1097 экземпляров дизельных Hanomag Rekord, производство которых прекратилось в 1939 году также из-за начала второй мировой. Но усилия конструкторов не пропали даром – мотор от Typ D19 устанавливался и на трактор RL20, и на тягач SS20, использовался в качестве лодочного мотора, а после войны прописался на тракторе R25.
В роли «рекордвагена»
Для демонстрации возможностей своего дизеля компания Hanomag в 1939 году приняла участие в так называемой Неделе рекордов в Дессау. Трассой для заездов стал только что построенный автобан Берлин – Лейпциг, а в роли «рекордвагена» выступил изготовленный кузовной фирмой Wendler автомобиль с аэродинамическим кузовом, под которым находилось шасси от Hanomag Typ D19.
Под управлением Карла Хеберле этот самый быстрый Hanomag Rekord установил сразу четыре рекорда скорости. На пятикилометровом отрезке со стартом с хода он продемонстрировал скорость 155,940 км/ч.
Конкурент
Опередивший Hanomag Mercedes-Benz 260D базировался на шасси модели 200. На первом в мире серийном легковом автомобиле с дизелем стоял 4-цилиндровый мотор рабочим объемом 2545 см3 (отсюда и обозначение 260) c предкамерой, развивавший 45 л.с. при 3000 об/мин.
Через год после премьеры на Берлинском автосалоне фирма представила Mercedes-Benz 260D улучшенной комплектации, базировавшийся на шасси 230-й модели, пришедшей на смену 200-й. Топливный бак вмещал уже 50 л вместо 38.
А в начале 1938 года мотор этой модели оснастили свечами накаливания, подогревавшими воздух в двигателе, что существенно облегчало запуск в холодную погоду. О нагреве свечей сигнализировала лампа на щитке приборов – как и в современных дизельных автомобилях.