Безопасность: Чувство меры

Считается, что россияне много пьют. Наверное, это справедливо... Хотя разве на турецко-египетских курортах мы не видим англичан или немцев, надравшихся в не меньшие лоскуты? Но миф есть миф – нас если и не очерняют, то явно демонизируют. Причем иногда с уважением и даже завистью! Да ладно, кабы дело не касалось возлияний за рулем

Вообще-то, сторонников питья за рулем найдется немного. А противников – хоть отбавляй! Особенно в нашей стране, где в силу традиций и менталитета нет «чувства меры», присущего европейской цивилизации. Соотечественник может, «выпив чуть» (что до 6 августа разрешал закон – 0,03% алкоголя в крови, равные, грубо говоря, бутылке пива), раздухариться и, потеряв от такой «недетской» дозы контроль над собой, начать давить бабушек на переходах. Шутка… Но именно так посчитали большие дяди в больших бронированных лимузинах, которые за рулем, вообще-то, сидят редко.

Впрочем, есть и альтернативная точка зрения, более близкая к европейскому взгляду на вещи. Умеренное употребление вина, пива и других, не менее полезных и приятных алкоголесодержащих напитков лежит в рамках многовековой греко-римской культуры. Может, это и не бесспорно, но бокал другой вина за обедом рекомендуют даже медики. А неоднократные эксперименты доказали, что такой объем способствует не ухудшению, а улучшению реакций человека. И только на третьем-четвертом «дринке» (рюмке крепкого, кружке пива, стаканчике винца и т.п.) мы плавно (!) начинаем снижать свою бдительность.

Здравая логика подсказывает, что если одинаково карать за 0,2 промилле и за целых 2, то у человека, пригубившего бокал шампанского на встрече с партнером, но все же решившего добраться до дома на своем авто, напрочь теряется мотивация оставаться в рамках. Чего там, семь бед – один ответ! Это опять же возвращаясь к разговору о чувстве меры…

Так называемая «коррупционная составляющая», а проще говоря, взятки (по которым мы на два порядка обгоняем Европу!) сотруднику ГИБДД, тоже играет немалую роль в том, в каком виде поедет человек – «слегка веселым» или «в дым пьяным». Ведь разницы нет: цена откупа, который, между прочим, сможет себе позволить далеко не каждый гражданин, – десятки тысяч рублей («такса» колеблется в зависимости от богатства региона). А если не вяжущего лыка водителя отпускают без «премиальных», то к бабке не ходи – это был депутат, работник прокуратуры, чекист или тому подобный слуга народа. Что, кстати, тоже форма коррупции и злоупотребления властью.

Почему выпивший бутылку пива наказывается так же, как опустошивший ящик?

Одной из самых абсурдных (кроме «нулевого порога») норм является наказание в 1,5–2 года лишения прав – и снова отсутствие чувства меры. Ну почему выпивший бутылку пива наказывается так же, как опустошивший целый ящик? Чтоб неповадно было?

Во всех западных странах за превышение обусловленного порога легкого (!) опьянения следует штраф в несколько сотен евро – сумма для рядового гражданина немалая. При более серьезных дозах (скажем, 0,8–1,2 промилле) сотни превратятся в тысячи. Ну а ежели водитель «нарежется вдугаря», ему светит долгосрочное лишение прав и даже арест. И такая многоступенчатая система «можно-не стоит-нельзя-строго запрещено» вырабатывалась десятилетиями, воплощена в законах, неплохо работает на деле и, главное, поддержана «гражданским обществом» – пьющим и непьющим, но ценящим свои свободы и уважающим чужие. А у нас чуть что, общество требует крови: «Расстрелять мерзавцев! На кол изменников!» А ведь за прошедший год, когда действовало разрешение до 0,3 промилле, количество «пьяных» аварий и их жертв серьезно снизилось, потому что появилась предельная норма. Что же, проверим, как оно пойдет в дальнейшем.

Между прочим, чувство меры – одна из причин, почему у нас репутация алкашей. А ведь огромная доля взрослого населения Российской Федерации – абсолютные трезвенники; их в процентном отношении даже больше, чем в Западной Европе – около трети. Еще треть, по сумме «литров на год», пьет тоже не так много, даже меньше среднестатистического мирового уровня, отрываясь по полной лишь на Новый год, праздники и в отпуске. А вот уже остальные, делающие нам печальную статистику, гудят нон-стопом. Но они, к счастью, не самые большие «рулильщики» – деньги на покупку авто зачастую пропиты, а права отобраны. То есть получается, что большинство граждан нашей страны, являясь по сути законопослушными, априори должны отвечать за безответственное меньшинство? Но это противоречит принципам элементарной справедливости и по сути нарушает права человека!

На территории же стран с традициями «употребления» все размазано более равномерно. И тут они плавно добирают свой «литраж», приближаясь к нашему среднестатистическому. Зато, когда бывают слегка подшофе, ездят медленно и печально, чтобы не попасть под бдительное око полицаев, жандармов и прочих карабинеров. Впрочем, мало вероятно, что вышеупомянутые две трети российских водителей ведут себя по-другому. Просто у нас придерживаются в оценках древнего, как новгородская София, принципа – ложка дегтя круче бочки меда!

Интересно, что когда сторонники «разрешенного минимума» (к которым автор причисляет и себя) аргументируют свою позицию, они ссылаются на Венскую Конвенцию 1967 года, к которой мы, СССР-Россия, присоединились в 1974-м. Она требует, чтобы уровень разрешенных «промиллей» не превышал 0,8, но был бы выше нулевого, ну, скажем, 0,3 или 0,5. Это обусловлено как возможностью пообедать по-джентльменски, но без злоупотреблений (либо не ждать сутки после вчерашнего банкета), так и естественным содержанием эндогенного алкоголя в крови, например при диабете, болезни десен, применении сердечных лекарств и т.д.

Но мы все же не одиноки в «нулевой» оценке содержания алкоголя в крови. Ряд стран придерживается той же позиции! А это прецедент. И аргумент в пользу сторонников «нуля». Хотя только в России за минимальное превышение сразу же следует максимальное наказание в виде лишения. Без промежуточных санкций, что естественным образом переводит жизнь в «черно-белую» плоскость. Не повод ли задуматься? И где оно – меньшее из зол?

Официально

Пресс-служба Департамента ОБДД МВД России:

указанным законом признается утратившим силу примечание к статье 27.12 Кодекса. То есть из кодекса исключается определение понятия «состояние опьянения» как наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови.

В связи с тем, что нормы, регламентирующие порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, при этом не изменились, порядок применения указанных мер обеспечения, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475, остается прежним. При этом любое наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, выявленное при проведении процедуры освидетельствования водителя (с учетом погрешности используемого прибора), если он согласен с его результатами, будет являться основанием для составления протокола об административном правонарушении. В случае несогласия водителя с результатами оформляется направление его на медицинское освидетельствование.

Мнение юриста

В связи с тем, что закон отвергает хоть какоето наличие естественного алкоголя в крови, может быть, народу надо уже справками запасаться, типа пью такое-то лекарство? Этот вопрос мы задали адвокату Сергею Радько.

– Увы, думаю, что даже справка не поможет – ведь основанием для диагностирования состояния опьянения является наличие алкоголя (точнее, абсолютного этилового спирта) в выдыхаемом воздухе вне зависимости от причин и источников его появления. Кроме того, зная наши суды, могу легко предположить, что даже наличие такой справки не поможет – любой судья заявит, что наличие эндогенного алкоголя, подтверждаемое справкой, вовсе не мешало водителю употребить, например, бутылочку пивка.

Но в любом случае, думаю, естественный фон ни один нормальный прибор просто не покажет, тем более с учетом имеющейся погрешности.

Мнение

Нарколог Иван Бобров:

– В России чрезвычайно мягкие законы относительно употребления алкоголя за рулем. В мировой практике исходят из того, что психически здоровый человек, выпив, за руль не сядет. А если сел, это следует расценивать как утрату ситуационного контроля, то есть один из важных признаков хронического алкоголизма. Больных же людей надо не только лишать водительских прав, но и лечить, как это делается во всем мире. Отказывается лечиться – помещать в тюрьму и лечить там. О склонности к вождению автотранспорта в пьяном виде должны знать страховые компании, чтобы правильно оценивать риск возникновения аварийной ситуации у данного водителя и, соответственно, увеличить страховые взносы. К сожалению, в России введение «сухого закона» носит половинчатый характер, принудительное лечение водителей у нас не предусмотрено.

Если вас остановили...

Итак, что же изменилось и как следует вести себя, если инспектор, остановив вашу машину, настойчиво предлагает «дыхнуть».

1. При участии не менее двух понятых должен быть составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством.

2. Сотрудник ГИБДД вправе проводить исследование только на предмет алкогольного опьянения. Для проверки на наркотическое опьянение требуются сложные процедуры и анализы.

3. Перед началом процедуры освидетельствования инспектор (также в присутствии понятых) обязан проинформировать водителя о порядке ее проведения, целостности клейма периодической поверки прибора, наличии свидетельства о поверке прибора (либо ознакомить с записью о поверке прибора в его паспорте).

4. Для исследования воздуха (по крайней мере, на законном основании) инспектор вправе использовать лишь прибор, разрешенный к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Чаще всего инспекторами используется прибор Pro-100 combi, вид которого и характеристики (например, погрешность – 0,048 мг/л) любой желающий может найти в Интернете.

5. По результатам исследования инспектором составляется акт освидетельствования, который подписывается водителем, инспектором и понятыми, копия акта также обязательно вручается водителю.

6. Отказ водителя от освидетельствования на месте сам по себе уже является основанием для направления к врачу. В иных случаях направление водителя к врачу возможно только при его несогласии с результатами освидетельствования либо при отрицательном результате исследования на предмет алкогольного опьянения и наличии в то же время признаков опьянения. О направлении на медицинское освидетельствование также составляется отдельный протокол, и его копия вручается водителю.

7. Если инспектор ссылается на отсутствие прибора либо на проведение очередной операции «Пьяный водитель» и сразу предлагает направиться к врачу (в том числе и в передвижной пункт медицинского освидетельствования), можно сообщить инспектору о своей готовности подождать, пока его коллеги подвезут прибор, а в случае предложения инспектора проследовать с ним на пост, потребовать составления протокола доставления.

8. Для медиков пока еще действует Инструкция Минздрава о медицинском освидетельствовании, предусматривающая для постановки диагноза «опьянение» учет результатов обнаружения алкоголя в выдыхаемом воздухе. По этой инструкции, во всяком случае пока, опьянение – это не менее 0,15 мк/г на литр воздуха. Копия акта медицинского освидетельствования также должна вручаться водителю.

Бытует мнение, что в случае несогласия с выводами врача водитель по собственной инициативе может пройти альтернативное освидетельствование в течение двух часов. Однако на практике суды уже давно научились игнорировать эти выводы, ссылаясь на «естественное отрезвление» водителя по пути от одного врача к другому. Единственной надеждой (впрочем, достаточно призрачной) в данном случае может стать обжалование акта медицинского освидетельствования в Городской контрольной комиссии экспертизы опьянения.

Подпишитесь на «За рулем» в