Peugeot RCZ и Audi TT: Маленькая французская месть
Тест мог закончиться, даже не начавшись. Узнав, что в пресс-парке появился «Пежо-RCZ», мы тут же забронировали и «Ауди-ТТ»: настолько хорошо эти машины смотрятся в паре. Через полчаса, когда горячка спала, стали вникать в детали. Оказалось, немецкая марка может предоставить лишь двухлитровую 200-сильную машину с преселективным роботом S-tronic. А у французов автомобиль в начальной версии, 1,6-литровый двигатель которой развивает всего 156 «лошадок». Да еще с механикой! Позже привезут форсированную до 200 л.с. модификацию, но пока ее нет... Вспомнилась классика: «Дайте нарзану», – попросил Берлиоз. «Нарзану нету», – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» – сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», – ответила женщина.
Так что же, тест отменяется? Нет! Пусть у «Ауди» фора в полсотни сил, от первого в России RCZ мы не откажемся. Как там было? «А что есть?» – спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только теплая», – сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..»
Сюрпризы, однако, на этом не закончились. «Тэтэшка» ко всему прочему оказалась двухместным родстером с мягким складным верхом, тогда как RCZ – самое что ни на есть купе с посадочной формулой 2 + 2. Тесты отдела спорта не предполагают замеров багажников и оценки практичности, поэтому пусть кабриолет попробует переиграть машину с цельнометаллическим кузовом. Но уже на гоночной трассе после нескольких кругов я почуял, что «Ауди» едет как-то слишком уверенно, не по-переднеприводному... Глянул на корму – и обомлел. Неброский шильдик quattro оказался еще одним клином, вколоченным в щель между сомнительными одноклассниками.
«Пежо-RCZ», равно как и «Ауди-ТТ», построен на платформе обычного хэтчбека гольф-класса. Но внешне сходства между ними равно столько же, сколько между индексами RCZ и 308. Общих моментов в дизайне раз-два и обчелся – схожие пасти воздухозаборников, длинный клюв капота и вытянутые фары. В остальном купе отличается от хэтчбека так же, как парижская модница от провинциалки из Гаскони. «Двояковыпуклая» крыша, подведенная по бокам рамками под алюминий, дверные стекла без рамок, огромные колеса с шинами 235/40R19, стремительный силуэт... Однако «тэтэшка» воспринимается более гармоничной, причем с любым кузовом. Да, она не такая броская, хотя, скорее, мы просто привыкли к ее обводам. Но в целом RCZ тоже красив, при том что его стиль все же слишком специфичен – на любителя.
Откровенно говоря, я не поклонник французской автомобильной школы. А этот «Пежо» порадовал: вычурные сиденья с зауженной спинкой оказались удобными, тормоза, как ни странно, оказались не сверхчувствительными, а вполне информативными. В обычных режимах поводы для придирок давал лишь силовой агрегат: 1,6-литровый турбодвигатель не любит низких оборотов, так что проехать «лежачего полицейского» на второй передаче удавалось не всегда. Отнесенная далеко вперед панель приборов и придвинутая к водителю рулевая колонка, низкое сиденье создают ощущение ралли-кара: посадка по-гоночному правильная, но обзорность хромает. А она не помешала бы: низкопрофильная резина нервно воспринимает неровности и заставляет предусмотрительно сбрасывать скорость перед сомнительными участками. Но будь высота профиля повыше, мчался бы и мчался: подвеска хоть и плотная, но весьма энергоемкая.
«Ауди» дарит схожие ощущения: посадка водителя, как мы не раз отмечали, близка к эталонной, ходовые качества сбалансированы. Уровень комфорта обусловлен в меру спортивными настройками подвески (здесь стоят магнито-реологические амортизаторы, автоматически меняющие жесткость) и опять-таки низкопрофильными шинами 245/40R18. В салоне чуть шумнее, чем в «Пежо»: сказывается мягкий, пусть и многослойный верх. Но в целом – паритет. А с точки зрения практичности французский автомобиль даже предпочтительнее, хотя его два места сзади (те, что «плюс два») сугубо номинальные. Разместиться там сможет лишь ребенок или миниатюрная девушка. Но она, пару раз приложившись головой о покатый потолок, вполне возможно, начнет ругаться, как большой и злой сапожник.
Управляемость? Чтобы оценить ее, мы отправились на только что официально открытое «Нижегородское кольцо». В отличие от Смоленской трассы, эта – плоская, словно блюдце, потому менее интригующая. Зато она полностью готова к соревнованиям: неделю спустя после нашего теста на ней прошел этап российских кузовных гонок. Значит, можно мчать от души – случись что, спасут гравийные ловушки.
Ознакомительные круги в очередной раз убедили: прежде чем мчать «на все деньги», нужно хорошенько выучить трассу и найти правильные траектории. Иначе будет, как у меня: отключив на «Пежо» систему стабилизации, я «махнул» поворот. Спас ручник. (К счастью, на обеих машинах он традиционный и в критической ситуации может помочь «заправить» автомобиль в поворот.) Предельные режимы лучше оставить до следующего дня, когда к нам присоединятся пилоты Вадим Баханов и Николай Демидов, а пока... Пока констатируем: у каждой из машин шасси отличное! «Пежо» немного досаждает пустотой в околонулевой зоне и малым возвращающим действием на руле: колеса исправно застывают в том угле, на который их повернул пилот. Зато радует умная противобуксовочная система, прихватывающая разгруженное колесо тормозами и имитирующая работу «самоблока». Срабатывает она не резко, но довольно ощутимо, позволяя раньше открывать газ и полнее использовать тягу. «Ауди» в докритических ситуациях едет подобно переднеприводнику, послушно заныривая в поворот под сброс газа и распрямляясь под тягой. Причем игра с жесткостью амортизаторов ощутимых изменений не дает: нужно быть очень искушенным водителем, чтобы почувствовать, как машина становится чуть более собранной в режиме «спорт».
А утром за руль сели профессионалы. Генеральный директор автоспортивного комплекса Вадим Баханов, неоднократный призер различных соревнований, едет быстро, но аккуратно. Прожженый гонщик Николай Демидов, много раз побеждавший в самых различных дисциплинах, сейчас занимает должность спортивного директора трассы, но мастерства не растерял ни на йоту. Его манера пилотирования совершенно иная: поздние торможения, глубокие заходы от самого края асфальта, роспуск до внешнего поребрика... В половине поворотов Демидов не тормозит вообще, гоняя машину по асфальту, словно бильярдный шар, от края до края. А там, где осаживает, делает это коротким точным импульсом. Получается быстро и эффективно.
После двух с лишним часов, которые пилоты, меняясь машинами, провели на кольце, Николай Демидов пошел на результат. Данные хронометража оказались сюрпризом. «»Тут никто даже и не ахнул, только рты раскрыли, а гример восхищенно шепнул: «Ай, класс!».
Лучшее время, показанное на «Ауди-ТТ», – 2:06.965. «Пежо-RCZ» преодолел створ с результатом 2:06.943 – на две сотых быстрее! Автомобиль, который мы изначально считали аутсайдером, на гоночной трассе пусть чуть-чуть, но опередил более мощного соперника. Причин тому несколько. Во-первых, родстер проигрывает в жесткости кузова закрытому купе. Во-вторых, немецкая машина тяжелее на 130 кг: это следствие дополнительного усиления открытого кузова и применения полноприводной трансмиссии. В-третьих, преселективная коробка «Ауди» не понравилась нашим пилотам на гоночной трассе. Они жаловались, что электроника, боясь перекрутки мотора, не давала воткнуть более низкую передачу при подходе к повороту. Да и торможение двигателем при переходе вниз оказалось не таким эффективным, как на машине с чистой механикой. Если бы у нас в руках оказался ТТ с кузовом купе, только с передним приводом и ручной коробкой, исход этой битвы был бы совсем другим. Но мы с самого начала понимали неоднозначность теста. Однако то, что результат оказался диаметрально противоположным ожидаемому, – настоящий сюрприз. Будем считать это реваншем «Пежо» за сход на марафоне в Ле-Мане!
Николай ДЕМИДОВ, заслуженный мастер спорта, спортивный директор АСК «Нижегородское кольцо».
Я не удивлен, что «Пежо» оказался быстрее. Конечно, лишние 30 «лошадок» мотору не помешали бы, но и имеющихся вполне достаточно, чтобы ехать быстро. Собранная подвеска, хорошие реакции на руль и, главное, механическая коробка передач – она помогала эффективно тормозить двигателем. Скажу так: на RCZ я мог замедляться мотором, а на ТТ тормозам приходилось осаживать не только машину, но и силовой агрегат. Из-за этого тормозить на «Ауди» приходилось раньше, если хотел попасть на нужную траекторию. Тормозные механизмы из-за повышенных нагрузок нагревались больше, но такого, чтобы тормоза совсем «пропали», не было. Кстати, перегружает их и неотключаемая стабилизация: я прохожу повороты с небольшим скольжением, пользуясь полным приводом, а электроника нет-нет да и пыталась этому воспротивиться. Одним словом, «Ауди-ТТ» – хороший автомобиль для не очень умелого водителя, которому важно пустить пыль в глаза, уйдя первым со светофора. Чтобы понять и получить удовольствие от более честного «Пежо-RCZ», нужны гоночные навыки.