ВАЗ-21053: Герой утилизации
Вот уже три года я почти постоянно езжу на самом народном отечественном автомобиле. За задним бампером синенькой машины уже 58 тысяч километров, и я успел привыкнуть к ее спартанским условиям. Пересаживаясь на более совершенные модели, я не скрываю радости, когда обнаруживаю гидроусилитель руля, климат и прочие привычные для многих штучки.
Больше всего раздражает ржавчина, активно пробивающаяся сквозь лакокрасочное покрытие. После первой зимы ее было всего ничего, но теперь мой «пятачок» весь в рыжих конопушках. До сквозных дырок далеко, однако столь ранняя сдача позиций удручает. Раз уж упомянул о зиме, то скажу, что эксплуатация в это время года особых сюрпризов не преподнесла: «пятерка» заводилась как при студеных минус тридцати, так и в слякотные плюс два. Занос на обледенелой дороге я контролировал сбросом газа и подруливанием. Особенности работы печки, точнее, распределение потоков теплого воздуха такие же, как и 28 лет назад: голове жарко, ногам прохладно. В результате последние три зимы за рулем я провожу без шапки, но в осенних ботинках.
Мотор, несмотря на эксперимент с «Супротеком» (о нем читайте рядом), по-прежнему бодро разгоняет машину. Самое приятное, что цена комплекта расходников для штатного ТО по нынешним меркам просто смехотворная. Масло, свечи, тормозные колодки и фильтры – вот и все, что нужно для бесперебойной работы такого аппарата. Естественно, все работы мы проводим в собственном техцентре, хотя и у дилера цены приемлемые. В минус – лишь нестабильное качество некоторых запчастей, заполонивших авторынки и торговые сети. Примером тому новый резонатор, который категорически не захотел вставать на свое место. А вот сцепление и шаровые опоры все еще заводские. На 52-й тысяче комплект штатных летних покрышек «Кама-205» был отправлен в отставку, теперь на их месте трудятся колеса марки «Матадор». Периодически я балую машину импортными комплектующими – аккумулятор из Подольска через три года был заменен аналогом из Южной Кореи. Из внеплановых трат – замена заднего стекла. Темной октябрьской ночью прошлого года его жизнь трагически оборвал выстрел из пневматического пистолета, произведенный неизвестным снайпером. Замена обошлась в тысячу рублей. Надо сказать, что народный автомобиль вообще мало располагает к вежливому обращению со стороны несознательной публики. Финансовый кризис и проблемы с наличностью возродили к жизни, казалось, забытое явление – несанкционированный слив топлива из бензобака. После первого случая я поставил пробку на ключике. Через пару месяцев потомки Соловья-разбойника взломали и ее, тогда я вновь вернулся к обыкновенной. Но с тех пор, расставаясь с машиной на ночь, стараюсь держать бензин на минимальном уровне.
К явным плюсам «пятерки» могу отнести полное безразличие со стороны работников ГИБДД. Знайте: если ваша новая «классика» не тонирована вкруговую, сами вы ездите по правилам и из салона вашей машины не звучит хит про черные глаза, вас никогда не остановят! Проверено лично и неоднократно.
Однако «Лада» явно устарела для того, чтобы на равных биться на рынке с более прогрессивными соперниками. Пока лидерство удается удерживать лишь благодаря программе утилизации, которая продлена до 2011 года. Бесконечно долго держать на конвейере такой автомобиль – путь тупиковый. Скорее всего, после свертывания этой программы спрос на заднеприводный седан из прошлого века быстро упадет, ведь поклонников столь аскетичных машин становится все меньше. Опять же говорят, что кризис мы миновали. Значит, буду писать отчеты о других автомобилях. Во всяком случае, я на это надеюсь.
Тест «С сухим картером» (ЗР, 2008, № 1)
Реклама препарата «Супротек» обещала нормальную работу двигателя даже после полной потери масла. Согласно инструкции мы залили присадку в прогретый двигатель и спустя 1000 км пробега поменяли масло и фильтр. На втором этапе обработки – новая порция «Супротека» и езда с ним до очередной (по регламенту) замены масла. Затем началась собственно проверка. Прежде чем слить масло, прогрели двигатель до рабочей температуры, проверили давление, компрессию. Все было, как у новой машины: давление масла – 4 кгс/см² при 3000 об/мин, компрессия – 13 кгс/см². Для сравнения взяли еще одну, ничем не обработанную «пятерку». Ехать решили «до первой крови», то есть пока один из моторов не застучит. Производитель присадки утверждал, что при экономичной езде, не раскручивая двигатель более 2000 об/мин, можно будет добраться до Питера! На скорости 70–80 км/ч оба мотора спокойно работали, разве что назойливая красная лампа на щитке не давала забыть, что в картере сухо. На 74-м км мотор необработанной машины стал постукивать. Не дожидаясь больших проблем, его заглушили. Серийный «жигулевский» двигатель без капли масла продержался довольно долго. Под воздействием «Супротека» он на тот момент пребывал в прекрасном состоянии: не дымил, не грелся и не стучал. В конце концов, пройдя вдвое большее расстояние, мы прекратили эксперимент. Но помните, что «Супротек» вечной жизни не обещает. Его задача – защита пар трения, оптимизация зазоров и восстановление изношенных или поврежденных поверхностей. А езда с сухим картером – не более чем демонстрация возможностей новой смазочной композиции.