Безопасность: Люди в жилетах
Как правило, надевать жилет нужно вне населенных пунктов на автобанах и автомобильных дорогах при покидании транспортного средства, а также при нахождении на проезжей части, обочине дороги или аварийной (резервной) полосе. При этом в отдельных странах, таких, как Венгрия, Финляндия, Люксембург, носить жилет нужно только в условиях ограниченной видимости или в темное время суток. Это предписание касается всех водителей, а в некоторых странах,например, в Венгрии, всех лиц, покидающих транспортное средство. В то же время в Германии и Чехии светоотражающие жилеты должны носить только водители автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки. При аренде автомобиля в европейских странах необходимо заранее уточнить наличие жилета.
За неношение жилета предусмотрены штрафы в размере от 14 до 600 евро в зависимости от страны.В отдельных странах штраф налагается и просто за отсутствие жилета в автомобиле. Например, в Португалии в таких случаях предусмотрен штраф до 300 евро.
В России коммерческие перевозчики уже начали использовать светоотражающие жилеты в порядке, так сказать, частной инициативы. В частности, для водителей городского пассажирского транспорта, где обеспечение безопасности имеет первостепенное значение, обязательное ношения жилетов вводится самими пассажирскими перевозчиками или комитетами и департаментами по транспорту.
До недавнего времени по нормам технической безопасности водителям ГУП «Мосгортранс» было лишь рекомендовано носить жилеты – по ситуации, на усмотрение водителя. Однако сейчас, по словам представителей пресс-службы департамента транспорта и связи города Москвы, при покидании транспортного средства все водители обязаны надевать жилеты, так же, как и все сотрудники дорожных служб.
Кроме того, в ГУП «Мосгортранс» в 2009 году по поручению департамента транспорта и связи был введен единый корпоративный стиль, согласно которому для водителей общественного пассажирского транспорта предусмотрена летняя, зимняя и демисезонная формы. При этом на зимней форме уже предусмотрены вшитые светоотражающие элементы, что автоматически обеспечивает безопасность в условиях плохой видимости в зимнее время.
Несмотря на то, что обязанность носить светоотражающие жилеты водителями коммерческого транспорта законодательно в масштабах страны пока не установлена, их необходимость и польза – с учетом мирового опыта – очевидна.
АЛЕКСАНДР МИТУСОВ - первый заместитель министра транспорта Правительства Московской области
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 далее ПДД), предусмотрены меры, которые водитель любого автотранспортного средства обязан предпринять в отдельных случаях для предотвращения наезда на стоящее транспортное средство и людей, – включение аварийной сигнализации и выставление знака аварийной остановки. Однако применение данных средств не всегда эффективно. Аварийная сигнализация может быть неисправна, стекла внешних световых приборов загрязнены, а знак аварийной остановки, представляющий собой легкую сборную конструкцию, зачастую сносится с дороги потоками воздуха или воды из-под колес проходящего транспорта. Наличие на водителе, вынужденном находиться на проезжей части, светоотражающего (сигнального) жилета повысит его заметность как в ночное, так и в дневное время.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.06.2009 № 357н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах в опасных и (или) вредных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, согласно которым работодатель обязан приобрести за счет собственных средств и выдать сигнальные жилеты водителям всех видов автомобилей.
На наш взгляд, введение в ПДД требований об обязательном использовании сигнальных жилетов водителями автотранспортных средств в конкретных дорожных ситуациях, безусловно, повысит безопасность дорожного движения и снизит количество погибших и пострадавших на дорогах.