По Карелии
Надоело мне ездить одному, скучно как-то. И тут случай свел меня с начинающим мотоциклистом Саней (далее – Синоптик). Слово за слово, решили вместе рвануть в Кемь. У него новый 150-кубовый Regal Raptor, маленький такой чоппер. Чтобы быть с ним в одном классе, приобрел скутеретту Honda Wave125 выпуска 2003 года. Сколько она прошла – одному Богу известно! Что-то у нее происходило с движком. Тянул-то он здорово – 120 км/ч без проблем, но что-то в нем постоянно чирикало. Если верить, что у техники есть душа, то это «пела» она, больше нечему. Плюнул на все, сварил багажник для сумок, нашел кофр от скутера… В общем, всесторонне подготовился. 3 июля старт. С севера шел циклон, но перспектива проехать сотню-другую километров под дождем почему-то не пугала.
БЫЛИ СБОРЫ НЕДОЛГИ. Саня благополучно проспал, и старт перенесся на три часа. Итак, выезжаем из Покрова, договорившись держать скорость 80–90 км/ч. С Горьковской трассы сворачиваем на окружную (А-108), решив первым делом заехать к друзьям в Хотьково, что под Сергиевым Посадом. Если доедем туда – Кемь мы точно одолеем! Доехали. Пили кофе и слушали дружеские насмешки над «двумя придурками, которые на «мопеде» и «китайце» собрались в Карелию». Может, мы и придурки, но от намеченной цели не отступим, несмотря на сомнения товарищей в успехе данного предприятия. Едем дальше. В Дмитрове заплутали – указателей нет вообще. Подъезжает человек на машине: «Заблудились?» – «Да.» – «Откуда едете?.. А вам вон туда!», – и уехал. Синоптик: «Это кто?» – «Да байкер! Видишь, на стекле сзади значок приклеен?». Как говорится, свояк свояка видит издалека. Выехали на питерскую трассу. Погода шепчет – солнце греет, тепло. Идею пообедать в кафе отмели сходу: надо было уничтожать бутерброды, для чего решили сделать небольшой привал в лесу. Подкрепившись и обсудив маршрут, двинулись в путь. Дорога без приключений, но и без геморроев. Просто едем, едем, едем… Дело к ночи. Сзади нас едет дальнобойщик на маленьком бортовом MAN'e – не обгоняет, но и не отстает. Что бы это значило?.. На заправке познакомились – оказалось, тоже байкер, из Питера. В гости звал. Заправили баки, однако пора подумать и о ночлеге. Нашли съезд в лес, проверили – за стеной крапивы оказалась хорошая полянка. На ней и поставили палатки. На сон грядущий поужинали, приняли боевые 100 грамм – и в люлю!.. Проснулся от звука шагов около палатки. Выглядываю – Саня. Он так и не заснул – на улице всего плюс три, а у него однослойная палатка. В общем, для наших «северов» не подходит. Но на ошибках учатся, он же начинающий…
НУ, ДУМАЮ, НАЧАЛОСЬ… Тронулись до полудня. Шли неплохо, объезжая по обочине глухие пробки и заторы. Но что-то стало холодать. После очередного кафе напялили на себя все теплые вещи, какие только были. Под Великим Новгородом ушли с трассы направо, на Новую Ладогу. И тут же полил дождь. Ну ничего, нас не испугаешь! У поворота на Мурманск встретился одинокий смурной гаишник – взгляд его не передать ни словами, ни красками. Как поется в одной хорошей песне: «Не понять вам, живущим в квартирах…». Впрочем, хватит лирики. Бензин на исходе. «Слушай, Сань, посмотри по GPS, где заправки.» – «А нет их!» – «Отлично…» Вариантов нет, едем вперед. Через 200 метров за поворотом шикарная заправка. «Выкинь ты свой навигатор!» Заправились, перекусили. Дорога интересная – ни населенных пунктов, никого. Просто едешь, едешь, едешь… На обочине у кафе встретили байкеров ярославских на «Голдах» и «Варадерах». На наших «кузнечиков» даже не взглянули. Ну что ж, каждому свое. Мы люди простые, не претендуем на то, чтобы ревом мощных моторов девчонок покорять. Кого надо мы уже давно покорили. А на тот момент нас больше интересовал вопрос, где найти ночлег. В палатке спать уж очень не хотелось – дождь, холодно. Вспоминаю, что наш чебоксарский друг Шкипер дал номер телефона человека, у которого можно остановиться. Звоню. Кокетливый женский голос отвечает, что здесь таких нет. «Шкипер! Ты чей мне номер дал?!» – «Один момент. Сейчас дам другой.» Звонить больше не стал, в поселке Инема нашли жилье. Моты в сарай, сами в комнату. Красота – еда, чай, кровать. Подсушились, отогрелись. И за все удовольствие по 100 рублей с человека.
СУХИЕ ДО НИТКИ. Утро выдалось солнечное, семь градусов тепла. Позади уже около 800 км, держим путь на Петрозаводск. В Карелии дороги отличные, как в Европе. Звоню старому другу Сэму, прошу встретить и приютить двух бедолаг. Встретились на заправке и поехали в петрозаводский мотоклуб Night Riders. Оставили моты, переоделись и пошли гулять по городу. На набережной очень понравились оригинальные скульптуры: дерево с ухом (Саня что-то долго в это ухо шептал), русалка на столбах висит, рыбаки из металлических трубок закидывают невод... Всего не перечислишь. А еще сложилось впечатление, что Петрозаводск – город спортсменов: по набережной толпами бегает народ. Норматив, что ли, из года в год сдают? В прошлом году тоже бегали – нам друзья рассказывали. Обратную дорогу нашли сами. Провели ТО: проверили давление в шинах, подтянули цепи, утрамбовали багаж... Перед сном сварили «бич-кашу» (тушенку с макаронами), поужинали. Ночевали прямо в клубе, а утром Санек на «сибихе» вывел на объездную. Спасибо, парни!
Двигаемся в сторону Медвежьегорска. По пути 11-метровый водопад Кивач – второй по величине равнинный водопад Европы (после Рейнского). Еще Гаврила Державин восторгался им в своих стихах: «Алмазна сыплется гора/ С высот четыремя скалами…», и все такое. Ну как не заехать? Встретили указатель «Кивач налево». А если верить атласу, то он справа… «Саня, глянь-ка, где он на самом деле?» Саня настраивает навигатор, но третьего спутника никак не найдет. Видимо, из-за ворон, которые над нами разлетались. Начинаю махать руками, в тщетных попытках отпугнуть пернатых. «Да выкинь ты свой навигатор!» В итоге едем по указателю. На площадке перед заповедником никого. Моты оставляем около кассы и отправляемся созерцать. Конечно, водопад красив, почти как Ниагара! Да и не только водопад: заповедник Кивач – одно из самых обалденных мест, где мне удалось побывать. Без преувеличений: кто там не бывал – красоты не видал! В общем, налюбовались и нафотографировались вдоволь. Не успели выйти, как подъезжают три автобуса с туристами. Повезло нам, а то бы толпу вместо природы фотографировать пришлось.
Едем дальше, головами крутим, иногда останавливаемся и фотографируем. Да, когда я ездил на 800-кубовом «Пацифике», то редко когда останавливался. Иной раз пролетишь населенный пункт, а потом думаешь – что это такое я проехал? В общем, как в том анекдоте: «ёлкисосныёлкисосны…». Что ни говори, а при скорости 90 км/ч видишь гораздо больше. День на исходе. Опять дождь, впереди чернота, а до Кеми осталось 40 км. Решаем идти в ливень. Звоню Джесу (пару лет назад у него друзья останавливались): «Тут два придурка владимирских приехали, сухие до нитки…» – «Ну с чем и поздравляю! Ребята уже предупредили. Сейчас подъеду». Заехали в гараж, сняли все мокрое… и на теле ничего не осталось. Кое-что отжали, надели снова. А как взбодрились боевыми ста граммами, так и совсем согрелись.
СОЛОВКИ. Итак, утром выдвигаемся в «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник», а проще – Соловки. Взяли спальники и палатку, поскольку нас предупредили, что на островах с жильем туговато. На катере познакомились с полковником в запасе – едет на острова по делам. Спросили про жилье. Он позвонил какому-то Данилычу: «Тут два мототусовщика. Сможешь пристроить?..». Поворачивается к нам: «А вы не буйные?» – «Нет.» – «Нет, они не буйные!», – говорит в трубу. На причале встречает Данилыч. Проводил в дом недалеко от пристани. Здорово! Палатку можно было и не брать, а вот спальники в любом случае пригодятся. Зашли в столовую, а там цены ресторанные. Благодарствуйте, мы и сами готовить умеем!
Места на Соловках уникальные. Главной достопримечательности – монастырю – более 600 лет, а первые поселения возникли аж 5000 лет назад! И чтобы ничего не пропустить, нам на каждом шагу предлагали приобрести карту по цене навигатора. А оно нам надо? Сфотографировали ее около гостиницы и пользовались (навигатор – в топку!). Для перемещения по острову взяли напрокат велосипеды. В первый день решили обследовать ближайшие объекты, и по указателю поехали в сторону Секировой горы. Подняться на нее – дело не из легких, велосипеды тащили на себе. Но оно того стоило! Потряс не только вид с самой горы, но и находящаяся на ней церковь Вознесения Господня, она же действующий маяк. Внутрь нас не пустили – это особо охраняемый культурный объект. Спускались с горы еще интересней – уже на велосипедах, но тормозить приходилось всеми конечностями (и не только ими).
Далее по программе – Переговорный камень на берегу Белого моря. Долго пытались понять, что на нем написано, но безрезультатно. На всякий случай решили попросить у всех прощения. Уже потом узнали, что в 1854 году англо-французская эскадра требовала выдать на фураж монастырский скот. Но архимандрит Александр отказал, и англичанам пришлось уплыть голодными. В любом случае, камешек оправдывает свое название: не успели мы рассмотреть его со всех сторон, как раздались звонки от домашних. Переговорили, так сказать. Во второй день поехали на остров Большая Муксалма. По дороге изучили дамбу, которую строили монахи – огромные валуны скреплены стальными скобами. А вообще дорога непроездная: места настолько болотистые, что приходилось идти по двум бревнам, а велосипеды везти рядом. На острове встретили единственного служителя, который занимается хозяйственными делами. Он очень обрадовался обыкновенным путешественникам, которые прибыли не с экскурсионной группой. Разговорились. Очень интересно рассказывал о Сергиевском ските, построенном более ста лет назад в начале ХХ века: там жили монахи и гости монастыря, а во время сталинских репрессий содержали наших отцов и дедов. Мы побывали в этом здании – впечатление гнетущее, аж мурашки по коже.
К вечеру мы возненавидели велосипеды, потому что задницы стали железными, будто мы сдали байкерский норматив! За всю дорогу от дома не было подобных ощущений, поэтому на третий день решили расслабится, посвятив его рыбалке. Согласитесь, грех не сходить на рыбалку в Карелии – крае рек и озер. С утра наковыряли червей, запаслись всем необходимым и пошли на озеро. Был клев, и было клево! Наутро в обратный путь. На пристани встретил Джес: «Ну куда теперь?» – «В гараж!». Самое милое место для байкеров. Набрали пива, рыбы… И пошли разговоры. Синоптик пожаловался, что у его «Раптора» звук тихий. Ну было бы сказано! Лом, кувалда, болгарка – и пошло дело. Глушаки сняли, перегородки выбили, вытряхнули, заварили… Два часа белой ночи. Ну как не испытать? Джес на «Вулкане» и Саня на «Рапторе» поехали Кемь будить. Далеко их было слышно! А когда они вернулись, по светящимся от радости глазам стало понятно, что желаемый результат достигнут даже с лихвой. В общем, перебудив всю Кемску волость, наша компания отправилась спать с чувством выполненного долга. На другой день поехали на экскурсию по Кеми. Джес выступал в роли гида. Погуляли, все осмотрели, а к вечеру опять в гараж. Проковырялись до трех часов ночи. В семь утра старт домой.
ДОМОЙ. Моросит дождь. Навигатор выдает солнечную погоду вплоть до Петрозаводска. Ладно, может, пройдет. Едем и через 15 километров понимаем, что дождевики надевать уже бесполезно. Я сплюнул с досады: «Слушай, синоптик, выкинь ты свой навигатор!». Собственно с этого момента Саня и стал Синоптиком.
В кафе «24 часа» обедаем. После нас под столом – как будто два ведра воды вылили. Узнаем у дальнобойщиков погоду в Петрозаводске, говорят – дождь. Подъехали фуры, шедшие через Вологду, говорят, там солнце. Решаем держать курс на Ярило, и в Медвежьегорске сворачивать на Вытегру… Теплей стало, погода вместе с нами радуется. И начали мы сохнуть. Но тут новая напасть – в Вытегре не нашли заправку. Следующая через 150 км в Липином бору, можем и не дотянуть. Однако повезло, я на 6 литрах проехал 260 км! Уже темнеет. Заправляемся. Приехали в Липин бор. Может, в гостиницу? Посмотрели – не понравилось: стоянка на улице неохраняемая. К утру мотоциклы можно будет и не найти. Назад по трассе немного проехали, свернули в поле, в ложбине поставили палатку. Только сейчас поняли, что вымотались ужасно: оказывается, за день прошли около 800 км. Вот что значит хорошая погода! Надо Джесу написать. Набираю смс, а из телефона вода капает. К тому же связь плохая. Нажимаю «отправить» и швыряю телефон вверх. Он что-то прочирикал в высоте, а когда я его поймал, издох. Но сообщение все же отправил. Техника на грани фантастики, как говорится…
НАС УТРО ВСТРЕЧАЕТ ПРОХЛАДОЙ. Быстренько вскипятили чай (великая вещь шведский котелок, всем советую!), позавтракали и вперед. Дорога нормальная. Два дальнобойщика обгоняют, приветствуют: «Как прогулка?» – «Во!», – поднимаю большой палец. На ухабах уже мы их обгоняем, тоже приветствуем. Мы с дальнобойщиками одной крови, даже скоростной режим по ПДД одинаковый – 90 км/час. Так и шли… Скучно – лес кругом, деревень нет почти. Обходим Вологду. На посту ДПС тормозят: «Откуда? Куда?.. Ну вы даете! Удачи!». Ярославль – чудной город. Вернее, трасса чудная – то въезжаешь в Ярославль, то выезжаешь… И так несколько раз. Заблудились, одним словом. Спасибо таксистам – вывели, подсказали. Переяславль-Залесский. Дорога узкая, сплошная. А нам-то что? Мы на «мопедах» по обочине проехали. Мимо гаишников с радаром – даже не взглянули. По А-108 выехали на Горьковскую трассу. И вот он – дом!
«Мопед» дня два потом покряхтел, и поршневая сдохла. Что поделаешь, секонд-хенд – это «кот в мешке». А у Синоптика «Раптор» выдержал – ни одной поломки (не считая «настройки» глушителей). На следующий сезон китайца покупаю, нового, малокубатурного. И можно будет Астрахань брать. Ну, или Байкал. А Синоптик так навигатор и не выкинул, зажал…
Маршрут | Покров – Хотьково – Дмитров – Тверь – Великий Новгород – Кириши – Петрозаводск – Сенегажа – Соловецкие острова – Медвежьегорск – Пудож – Вытегра – Вологда – Ярославль – Переяславль-Залесский – Покров |
Пробег | 3150 км, время в пути 10 дней |
Техника | скутеретта Honda Wave 125, мини-чоппер Regal Raptor 150 |
Проживание | от 0 руб. в палатке и у друзей до 100 руб. с человека на Соловках и в Инеме |
Бюджет | Босс – 1900 руб., Синоптик – 2180 руб.; прокат велосипедов – 400 руб./сутки; катер на Соловки и обратно – 1200 руб./чел. |