Кнут и пряник генерала Кирьянова
Генерал-полковник милиции был без погон, в дорожной одежде. Мы общались на протяжении километров двухсот в автомобиле, а это не то же самое, что брать интервью в его служебном кабинете начальника Департамента ОБДД МВД РФ. Машину вел (мы ехали по трассе «Амур» в пробеге "За рулем") глава Росавтодора Анатолий Чабунин, он не мог не реагировать на вопросы и ответы и подавал реплики — с позиции многоопытного водителя.
Тема — велика ли польза "работы с нарушителями ПДД" преимущественно жесткими наказаниями?
В. Кирьянов: — Слышу в вопросе известную тему: гаишники — звери, вечно придираются и вообще такие-сякие… Но давайте честно: мы живем в какой-то стране тотального непослушания! А теперь смотрите, на дорогах 21 субъекта федерации, где мы установили камеры видеофиксации, количество нарушений пошло на спад. Люди ощутили материальный удар, причем, без возможности от него уклониться, — и взялись за ум. Заметьте, речь о регионах-«лидерах» аварийности.
— Камеры — инструмент тех же карательных мер. Но ведь у ГИБДД есть собственный НИИ, в котором изучают международный опыт. Дает ли институт рекомендации, какие еще существуют формы воздействия на нарушителей?
В.К.: — Не только изучаем чужой опыт, но и сами вырабатываем предложения. Кого-то удивит, но практика российской службы признана одной из лучших в мире. В знак такого признания недавнюю международную конференцию по теме БДД провели именно в Москве.
Но по сути вопроса. В Федеральной целевой программе обеспечения безопасности дорожного движения записано: работать с правовым сознанием граждан. Что означает размещать тематические публикации в СМИ, показывать причины и последствия ДТП, обучать курсантов автошкол не только управлению машинами, но и чтобы они осознавали степень собственной потенциальной опасности в новом качестве — человека за рулем… Наконец, на этой основе создать в обществе атмосферу нетерпимости к водителям-нарушителям.
— Трудновато искоренить в нашем менталитете пофигизм…
В.К.: — Это словцо иной раз приклеивают к вещам, которые следует называть по-другому. Вот реальное событие.
Пьяный папаша-водитель с двумя детьми в машине попал в аварию. Сам в тяжелейшем состоянии, ребятишки погибли. Бабуси с лавочки у дома рассказали, что видели, как нетрезвый сосед сажал малых в автомобиль. Когда отъехал, старушки единодушно его осудили.
Пофигизм? Отец двоих детей пошел на преступление — вот как это называется. Что же до бабушек… Почему не схватили за полы, не позвонили в милицию: найдите, задержите!.. Известно: не хотели встревать, чтобы не портить отношения, опасались, их назовут доносчицами.
Не оградить от опасности жизни — это для совести легче? Уродство сознания нужно исправлять. Непростая задача — работать с душами людей, но мы будем настойчивы…
Другая сторона работы — социально-экономическое воздействие. Скажем, давно отслеживаем статистику семи регионов, лидирующих по «пьяным» ДТП. Когда стали разбираться, оказалось, эта семерка не только в отношении дорожных происшествий самая «пьяная», но и в целом по уровню потреблению жителями алкоголя, а также бытовым правонарушениям и преступлениям на почве пьянства.
Так вот, Федеральная целевая программа БДД предусматривает финансирование социально значимых мероприятий. Наша позиция: финансы надлежит выделять в «плохие» регионы с тем расчетом, чтобы улучшить общую обстановку — и автоматически это должно повлечь улучшение безопасности движения на дорогах. И контролировать, правильно ли финансы используются.
А. Чабунин: — Лично я не считаю, что у нас драконовские штрафы. За рубежом наказывают такими суммами, что мама не горюй! Мое мнение: все придут в чувства, когда штрафы станут разорительными… И потом, не сказал бы, что ГИБДД только карает — и на мозги воздействует. Запомнилась реклама госавтоинспекции: «Поедешь на красный — расстанешься с белым». Впечатляет.
В. К.: — Мы подготовили и другие яркие видеоролики для ТV (замечу, некоторым присуждены призы на международных конкурсах). Приносим их на телевидение для демонстрации, а нам: плати по рекламным расценкам! Суммы — несусветные! Побойтесь бога, говорим, автоинспекция — не коммерческая структура, с этих роликов деньги не зарабатываем! Все равно без оплаты не берут.
— Как же так, ведь для любых рекламных носителей давно установлена норма беспрепятственного размещения бесплатной социальной рекламы.
В.К.:— Была такая норма, но ее, оказывается, отменили.
А.Ч.: — Вот и получается, что из мер воздействия на сознание наиболее эффективной остается одна — рублем. Кстати, в некоторых странах Запада нет «твердых тарифов» за те или иные нарушения — размер штрафа зависит от суммы годового дохода нарушителя. С одного гражданина, скажем, за пересечение сплошной разделительной линии взимают 500 евро, с другого — 50 тысяч…
В.К.: — Мы изучали возможность введения такого способа исчисления штрафов, однако вот что получается. Нередко нарушитель, владелец шикарнейшего авто, числится… безработным.
Нашу законодательную базу придется совершенствовать еще по многим статьям. Иной раз водитель, вроде, безусловно заслужил заключения на 15 суток, но суд постановляет — двое или трое. Многие знают из сообщений СМИ о случае, когда гражданина, лишенного водительских прав за «пьяную» езду, автоинспекторы еще пять раз вытаскивали из машины в состоянии подшофе. А ведь, если по справедливости, еще после первого раза его и руль надо было разделить решеткой… Оттого среди водителей процветает безнаказанность, распущенность.
— Виктор Николаевич, нельзя не заметить, что строгость наказаний вы обосновываете существованием крайности — за рулем ездят нетрезвые. Но ведь далеко не все водители такие…
В.К.: — Посмотрите на статистику ГИБДД за истекшие восемь месяцев этого года — цифры выложены на нашем сайте gibdd.ru. Действительно, по большинству показателей в стране ситуация улучшилась, в том числе по жертвам «пьяных» аварий — их стало меньше вроде бы на целые 24%.
Но меня этот прогресс не очень греет. Вот абсолютные цифры: в состоянии опьянения задержано 7654 водителя, по вине их и им подобным погибли 1 174 человека, свыше 11 тысяч ранено. Не сядь пьяные за руль, сколько человек остались бы живы-здоровы. Вот что я вижу и чувствую, читая цифры.
Скажу откровенно, всегда, совещаясь с руководителями наших региональных управлений, настоятельно прошу: любыми средствами добивайтесь, чтобы пьяные по дорогам не ездили. Лю-бы-ми! Потому что они — реальная угроза жизни и здоровью людей. И убивают — давайте назовем вещи своими именами. Все остальное по сравнению с этой задачей — второстепенно. Такова моя твердая позиция.
— Виктор Николаевич, ваша служба рассматривала возможность вернуться к советской балльной системе? За нарушения ПДД диференцированно начислять сколько-то штрафных баллов, в течение года набрал определенную сумму — лишать прав?
В.К.: —По этому поводу мы даже советовались с коллегами некоторых государств. Многие не просто нас поддержали, но и ввели систему в своих странах. А мы столкнулись со стеной непонимания законодателей.
А.Ч. — Наверное, депутаты решили, что нахватали бы слишком много баллов.
— Как считаете, не полезно ли возродить Общественный совет при Департаменте ОБДД? Возможно, он послужил бы дополнительной «проталкивающей силой» в продвижении ваших инициатив.
В.К.: — Не считаю. Говорю не из вредности. Члены бывшего совета не столько принесли пользы, сколько корыстно пользовались статусом. Что было написано в их удостоверениях? «Сотрудникам дорожно-патрульной службы оказывать всяческое содействие…». Вот и предъявляли «корочки» автоинспекторам, когда нарушали Правила. Претендуя тем самым на некую исключительность. В Западной Европе никому в голову не придет козырять должностями и статусом — чревато позором и бесславной служебной кончиной. Но мы — в России, и нельзя не считаться с нашими нравами и менталитетом.
Но давайте поговорим о других документах, главных. Случается, водители забывают положить в карман права. Гаишник, если остановит, напомнит из Правил: это удостоверение следует держать при себе. У вас с собою паспорт? Права он не заменяет.
Но так ли? Живем ведь в век электроники. С паспортом в руках инспектор с помощью компьютера легко проверит по базе данных, существует ли такая-то личность, выданы ли ей права или, может, их отняли за провинность, владеет ли автомобилем и та ли это машина, на которой гражданин сейчас едет.
Знаю случаи, они единичные, когда автоинспекторы проводили такую проверку. Штраф накладывали, но не отнимали время водителя на то, чтобы тот добирался до документа и с ним вернулся. Конечно, формально такие действия наших сотрудников выходят за рамки порядка несения службы, но ведь по результату они и исполнили служебные обязанности, и поступили по-человечески. Чему я рад.
— Так внесите поправки в регламент несения службы.
В.К.: — Сейчас нельзя — это противоречило бы Правилам, а поправки в них принимает правительство. Однако убежден, что изменения будут внесены в обозримом будущем — мы готовим предложение.
— Завидую водителям, которые расстаются с автоинспектором с приятным осадком.
В.К.: — Вот мы и вернулись к тому, с чего начали - о работе с гражданским сознанием: поступать по-людски — сильнейшее средство воспитания участников автомобильного движения. Знаю это не понаслышке.
Еще когда я служил рядовым инспектором в Ленинградской области, какое-то время дежурил на участке повышенной аварийности — здесь был выезд машин из воинской части, а солдаты-срочники водили плоховато и провоцировали ДТП. Потому на этом отрезке установили знак ограничения скорости.
Однажды остановил я машину — водитель гнал так быстро, что заслуживал изъятия прав. Из автомобиля выходит руководитель отделения «Сельхозтехники» — большая шишка по меркам районного масштаба. Я понимал, что изымать права, выписывать штраф бесполезно: нарушитель сделает звонок, и меня заставят отвезти ему удостоверение, еще и извиниться.
Только и сказал «шишке»: «Да, никто не пострадал, но вы не можете себе позволить лихачить. Вспомните, кто вы есть в глазах жителей района.»
В следующий раз мы случайно столкнулись через несколько лет в Питере — к тому времени нас обоих выдвинули на повышение. Он узнал меня первым: «Мне с тех пор перед вами неудобно, — говорит. — И знаете, после того случая езжу с головой».
— Однако не станете же спорить, что контакты водителей с сотрудниками ГИБДД, как правило, малоприятны.
В.К.: — На это есть два ответа. Первый: не нарушай Правил — и контакты будут редкими. Второй ответ: мы тоже стараемся, чтобы головной боли у водителей стало меньше. Смотрите, квитанции за оплаченные штрафы уже не приходиться отвозить и предъявлять в отделы ГИБДД. Что трудно было сделать чисто технически, но мы сумели наладить передачу информации о платежах из Сбербанка в нашу базу данных.
Теперь предлагаем изменить порядок регистрации новых автомобилей. Что потребуется от покупателя? Оплатить машину, прислать нам по электронной почте заявление с просьбой поставить ее на учет (ведь VIN уже будет известен) — и останется у продавца получить авто уже с пакетом документов, зарегистрированным, с госномерами. Вплоть до того, что их он выберет сам (все слышали, что «красивые» номера мы собираемся продавать на аукционах). Регистрация, проверка технического состояния автомобиля станут заботой нашей и продавца. Это не мечта — подготовительную работу к введению такой системы уже ведем.
— Но ведь все равно придется приезжать в ГИБДД, чтобы получить ПТС.
В.К.: — Дайте немного времени — и не придется. Этот документ был необходим в докомпьютерную эпоху, а нынче он отживает свое. Я задумываюсь о том, чтобы его упразднить: водителю достаточно иметь на руках свидетельство о регистрации ТС. «Простынь» ПТС нередко теряют, а то и подделывают. Был случай, когда в графу, в которую был вписан «Запорожец», внесли «Мерседес». У сотрудников отделов регистрации уже выработался рефлекс настороженности: если посетитель говорит, что ПТС потерян, очень велика вероятность, что автомобиль с криминальной биографией.
С работающей базой данных, даже если машина приобретена в Ярославле, а владелец перегнал ее к постоянному месту жительства, скажем, в Челябинск, легко проверить, что этот автомобиль тот самый и тот самый владелец.
— Нам следует ожидать еще какие-то новшества?
В.К.: — Немного меньше забот станет, когда примем решение закрепить номерной знак за автомобилистом. На все последующие машины владельца можно будет перевешивать один и тот же.
— Помнится, рассматривался вариант закрепить знак не за персоной, а за автомобилем…
В.К.: — … и пришли к выводу, что он хуже. Во-первых, тут завязаны вопросы налогообложения — процедуры усложнятся. Во-вторых, мы прислушались к милицейским сыщикам: если преступление связано с использованием автомобиля, его проще обнаружить с «именным» номерным знаком.
Предупреждая вопрос (его многие задают), отвечу по поводу обмена водительских удостоверений. Новые права также связаны с процессом компьютеризации. Подделать, изменить записи в документе станет крайне сложно, если вообще возможно: данные о его владельце вводятся во вживленный в права микрочип. Эксперимент с заменой прав проходит в трех регионах РФ.
Пока не скажу, когда обменивать начнем повсеместно — это зависит от результатов эксперимента и опять-таки сопряжено с чисто техническими вопросами. Но суетиться не нужно: нынешние права останутся в полной мере легальными до вписанного в них срока действия. Или же если получат повреждения…
Знаете, обо всем не расскажешь даже в условиях, когда дорога дальняя и есть время пообщаться. Коротко могу сказать, что разбираемся, почему выпускники разных автошкол, хотя программа у всех одна и та же, выезжают на дороги с различным уровнем подготовки; хотелось бы поднять роль общественных автоклубов в обеспечении безопасности на дорогах, а с другой стороны, повысить с их помощью уровень защищенности автомобилистов, главным образом, юридической… Но это отдельные большие темы, и когда будут результаты, о них еще поговорим.
А не добиться результатов не имеем права — ГИБДД получила соответствующие поручения президента страны. Другой стимул — и в силу служебных обязанностей, и по роду работы, и чисто по-человечески мы заинтересованы предотвращать трагедии на дорогах, сделать не обременительными взаимоотношения с водителями, наконец, автоинспекторы искренне хотят поднять собственный авторитет в глазах общества. Согласитесь, сильный побудительный мотив.