MIMS-2004: что-то случилось
Начать с того, что и само Мотор-шоу как-то заколебалось в сознании. И то – ни особенных моторов, ни шоу... А ведь ждали. Но выставка съежилась, опустела и производила впечатление планового собрания. Вроде как надо.
Зарубежным автопроизводителям ежегодно считать свои модели по августу уже нет необходимости. В столице их можно рассмотреть в любом салоне, причем гораздо подробнее, а в других городах проводят местные презентации. Гораздо важнее для импортеров питерская выставка – туда привозят автомобили вскоре после премьеры на осенних европейских шоу (в этом актуально парижское действо). А тут еще стало известно, что в 2005-м официально признанного автосалона в Москве не будет, а MIMS переедет с Красной Пресни... за кольцевую дорогу, куда подальше.
Hyundai, Kia и Skoda участвовали в этом году лишь потому, что имели на то серьезные причины. Первые две показали стратегически важные новинки и, заметьте, показательно скооперировались на стендах со своими российскими «филиалами» – ТагАЗом и «Автотором». Skoda же представила... представительство, которое недавно открылось в России, а сейчас выводит на рынок новую Octavia.
За другие инофирмы отчитывались дилеры, но их островков было мало.
Крупные отечественные заводы прибыли исправно, откололся только УАЗ, который делает ставку на регионы. АВТОВАЗ, ГАЗ, Иж... К их большим стендам в столице, где рябит от новых и подержанных иномарок, отношение особое. Некоторые разглядывают экспонаты почти как диковинку. Дело в том, что из года в год можно практически точно предугадать, какие серийные машины нам покажут, а всяческие концепты олицетворяют игру ума или смутно обозримое будущее. Люди же ориентируются на сегодняшний день. Какой он? Для зарубежных продавцов – пиковый, самый успешный за всю иномарочную историю России, особенно в бюджетном сегменте. Для наших производителей – трудный, до сих пор нестабильный и неопределенный. Как сопрячь нормы Euro со старыми конструкциями? Как удержать цены, если узаконят нечто вроде обязательных ABS? Где взять инвестиции на обновление не ради обновления, а чтобы еще и покупали? Поддерживают ли еще соотечественники? Еще да. Но оживленно говорят о скором запуске Renault Logan, Chevrolet Viva – эти по ценам уже совсем недалеко от продукции того же ВАЗа... Извечное болотное спокойствие отечественных заводов, к счастью, потревожено. У них теперь действительно перестройка и ускорение, они вынужденно взялись за внедрение хотя бы модификаций – вот уже внедрили латинский алфавит в названия.
Зарубежные производители не почтили выставку вниманием: жест, похожий на нежелание даже связываться в конкуренции с нашими заводами или нежелание отождествлять свою продукцию с имиджем проотечественного MIMS. Потребители с готовностью связывают себя кредитами, а российские заводы пытаются если не наладить, так хоть удержать слабеющую связь с потребителем.
Что-то должно случиться. Речь ведь не только о ситуации в Центре (как может показаться). Открываются дилеры в регионах. Идет тихая война не просто за покупателя, а за самый активный средний класс – за нас с вами. Впрочем, и самый уязвимый. Хотя случись что экономически грустное, отечественному производителю при таких ценах на продукцию это уже не поможет.
Будем оптимистами.
Самым интересным моментом на MIMS-2004 были не машины – пресс-конференции, живые диалоги с представителями. Они лучше прояснили ситуацию, чем экспонаты. Ну и, разумеется, грузовики и автобусы – этих сюда навезли порядком. Надо сказать, отечественное автобусное производство внушает! Даже вспомнился старый анекдот про письмо грузинского студента маме.
Но мы все же поговорим о легковых машинах.