Зампред Сбербанка Антон Карамзин: «Мы сделали все, чтобы избежать ликвидации «ИжАвто»
В последнее время в СМИ появляются разные слухи о ситуации на «ИжАвто». Точно известно лишь то, что предприятие – банкрот, а самый крупный долг у него перед Сбербанком. Поделиться информацией мы попросили заместителя Председателя Правления Сбербанка России Антона Карамзина.
– Антон Александрович, правда ли, что на бывшего владельца автозавода «ИжАвто» – группу компаний «СОК» – по иску «Сбербанка» возбуждено судебное дело? Утверждается, что «СОК» мошенническим образом вывел активы, включая дебиторскую задолженность, а также готовые автомобили в количестве более двух тысяч штук.
– В третьем квартале 2009 года возбуждено уголовное дело по факту «преднамеренного банкротства предприятия». Расследование не завершено, поэтому рано делать выводы. Следствие и суд разберутся, было там мошенничество или нет.
– И все-таки, глава Сбербанка Герман Греф в одном из интервью сказал, что мошенники бросили людей, вывели активы. Есть этому подтверждение?
– Есть факты. Активы действительно выведены, предприятие осталось с долгами, которые не в силах обслуживать.
– И, тем не менее, вы «ИжАвто» не бросаете, пытаетесь каким-то образом реанимировать…
– На сегодняшний день мы разработали стратегию организации автомобильного производства на территории «ИжАвто». Ведь автозавод являлся одним из градообразующих предприятий Ижевска, обеспечивал около 8% ВВП Удмуртской республики и до 16% занятости в городе. «ИжАвто» был одним из ведущих российских автопроизводителей с объемом производства до 80 тыс. автомобилей в год, в числе первых здесь перешли на промсборку иномарок. Они фактически проходили полный производственный цикл: сборка, штамповка, окраска кузова. И работало там порядка 5,5 тыс. человек.
– А в мае 2009 производство остановили…
– И после введения процедуры банкротства численность персонала была сокращена с 5000 человек до 2000, да и оставшаяся часть отправлена в отпуск.
– Производство было возобновлено в августе этого года?
– Да, и к моменту его запуска мы обеспечили сохранность оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.
Модельный ряд и дальнейшие планы
– Расскажите подробнее, какие модели планируют выпускать на «ИжАвто»?
– Был отозван из отпусков весь числящийся персонал предприятия и возобновлено производство отечественных автомобилей ВАЗ-2104 и ИЖ-27175 («каблучок»), в ноябре планируется запуск модели ВАЗ-2107.
– В сентябре Владимир Путин и Герман Греф посетили автозавод, и им представили перспективный модельный ряд: KIA Cerato и KIA Sorento New, а также мало- и среднетоннажные грузовики Hyundai. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Мы были на переговорах Председателя Правительства и главы концерна Hyundai-Kia под Петербургом при запуске нового автозавода Hyundai, где договорились о сотрудничестве. Сейчас идут переговоры уже о технических особенностях этого проекта и конкретное обсуждение моделей. Чтобы компания приносила прибыль, объемы должны быть как минимум 200-250 тыс. автомобилей в год. И не старых, а новых моделей. Вообще переговоры ведутся не только с Hyundai, но и с другими производителями, мы открыты для предложений.
Но мы, в первую очередь, финансисты и банкиры - есть генеральный директор нашего предприятия «Объединенная Автомобильная Группа», который и ведет эти переговоры.
– Что это за предприятие?
– Мы создали новую компанию для возобновления производства на территории ИжАвто – «Объединенная Автомобильная Группа» (ОАГ). Она на 99,9% принадлежит Сбербанку. Гендиректором ОАГ сейчас является Игорь Кульган. Это сильный менеджер, обладающий опытом реализации антикризисных программ, а также способный осуществлять «с нуля» крупные проекты.
– А как обстоят дела с долгами?
– На сегодняшний день задолженность предприятия составляет 13,5 млрд. руб. Из них 8,5 млд. руб. – долг Сбербанку. Платить «ИжАвто» нечем, поэтому имущество завода скорее всего будет выставлено на торги, дата их пока не назначена. Если в ходе торгов победит ОАГ, кредит на покупку предприятия выдаст сам Сбербанк.
– А каковы дальнейшие перспективы «ИжАвто», при условии, что все пойдет по запланированному сценарию, и ситуацию на заводе удастся стабилизировать?
– Мы – финансисты и в долгосрочной перспективе производством заниматься не намерены, это не наш профиль. Думаю, со временем найдется заинтересованный стратегический инвестор, который выкупит у Банка компанию.