Lada Granta: Дешево и сердито
ВМЕСТО «ЖИГУЛЕЙ» И «САМАРЫ»
Новая машина нужна заводу словно воздух, ведь дни «жигулей» и «самар» сочтены. На пике ажиотажного спроса в 2008 году иномарки положили продукцию АВТОВАЗа на лопатки. Продажи тольяттинских машин падали, у иностранцев росли. Поэтому тогда активно взялись за новый «Проект С» и повели разговоры о более дешевом варианте low cost (ВАЗ-2190) на базе одной из существующих моделей. По задумке, ВАЗ-2190 должен стать полноценной заменой «Самаре», «Жигулям» да и «Калине». Прародителем «Гранты» можно считать удешевленную до предела версию «Калины» с дерматиновыми сиденьями. Но когда построили прототип, поняли: таким предложением спрос не поднять – надо менять и внешность, и, видимо, кое-что в конструкции.
Работу над проектом подхлестнул кризис. Продажи «Калины» (базовое авто для «Гранты») не просто упали – рухнули до уровня около 3000 машин в месяц. Для завода, рассчитанного на ежемесячный выпуск 18 300 автомобилей (220 тысяч в год), – катастрофа. Если бы не программа утилизации... Но и она не вечна. В любом случае срочно нужно новое предложение для самого привлекательного сегмента рынка!
ДОМЫСЛЫ ЗЛОПЫХАТЕЛЕЙ
Кознями дьявола в обвале продаж поволжские менеджеры называли низкие таможенные пошлины на иностранные авто. Подняли. Правила промышленной сборки иностранных авто в России ужесточили. Но... «тянут на дно боль и грусть»! Хотя завод, где строят «Калину», самый что ни на есть современный. Один только окрасочный цех «Айзенманн» чего стоит! А напольный конвейер, роботы? Да и чем же плоха «Калина» – основа будущей «Гранты», серийного автомобиля-2011? Кузов – крепче не бывает. Мощные пороги бульдозер не сомнет. Подшипники передних ступиц – от танка, ни одна яма их не разрушит, не то что у нежных иномарок. То же будет и на «Гранте». Согласен, и даже добавлю, что и конструкторы толковые, и НТЦ с аэроклиматическим комплексом один из лучших в мире, да и на конвейере трудятся отменные мастера, не хуже, чем на заводах «Фольксвагена» или «Ситроена» в Калуге. Все правда, только результат, мягко говоря, не впечатляет. То реле залипнет – машина не заводится, то подшипник загудел – попался бракованный. Антифриз потек – хомутик не держит, печка не греет. «Гранта» вряд ли лишится фирменных черт – попробуй смени поставщика на нерекомендованного! В крупном бизнесе свои правила.
Вот этот бизнес и вопрошает: «калины» не берут, «приоры» и «самары» продаются кое-как, на что жить будем?
«Low cost – вот наше спасение», – отвечают маркетологи, искренне не понимающие, зачем в машине инструмент, если есть мобильник. Нужен новый продукт с мощным конкурентным преимуществом – пониженной ценой. «Калину», дискредитировавшую доброе имя, выкорчевать, а на ее месте посадить новое «дерево» с новым же именем. Отличный ход, опробованный не одним поколением автопроизводителей. Вот только где взять саженец? Акционер «Рено», кроме универсала «Дачия», более ни на что не соглашается, других и вовсе нет. Значит, где там наше полено? Выстругаем новое личико, нарастим задок и назовем, допустим, «Березой». Кто опознает родителя? Озвучим цену: от 299 тысяч рублей. Или от 199 тысяч – не важно. В продаже их все равно не встретить, а цена запомнится. На нее непременно пойдет покупатель. В салоне продавец-златоуст уговорит его на множество опций, от кондиционера до «эксклюзивных» дисков, и продаст этот low сost в два раза дороже. Вот вам и прибыль.
В РАЗДЕВАЛКЕ
Но это позже, а сейчас нужно найти резервы удешевления. Зачем легкой машине усилитель руля? Долой его, и в кармане уже 7 тысяч. Вместо него рулевой механизм от «десятки» без усилителя, который нынче некуда пристроить. Можно отказаться от электростеклоподъемников (полторы тысячи рублей), подголовников на заднем сиденье (тысяча рублей), тканевую обивку сидений и салона заменить пластмассой и кожзаменителем (еще тысяча), снять все коврики и шумоизоляцию (ну пусть 3 тысячи). Даже если сами сиденья поставить вроде тех, что на стадионах, больше 15 тысяч не наскребешь. Ведь не заменишь же стартер кривой рукояткой! Ну, отнимем еще часть торговой наценки и получим, считаю, минус 30 тысяч от цены нынешней «Калины».
А теперь давайте прибавлять. Для производства понадобится новая оснастка: штампы для стальных деталей, пресс-формы для пластмассовых. Все это стоит немалых денег, а как отбивать затраты, если еще и скидку делать? Кроме того, завтра же конструкторы предложат улучшить ездовые качества проекта ВАЗ-2190, унаследованные от «Калины»: курсовую устойчивость и управляемость. Значит, новые расходы. И привлекательная цена пала их жертвой.
Наш автомобилист стал разборчивым и свои деньги считать умеет. И выбор у него богатый. Продавать «Гранту» за рубеж? Во-первых, вряд ли найдется для нее ниша, а во-вторых, есть уже продукт с именем Granta – английский журнал о литературе, издающийся еще с XIX века. Вот если бы наша «Гранта» появилась в то время, цены бы ей не было.
От редакции. Высказанное мнение, конечно же, не претендует на абсолют. Мы заинтересованы в дискуссии: ждем ваших откликов. И пусть они помогут «Гранте» стать тем, что ждут потребители.