Технологии: Стабилизационный фон
На страницах нашей газеты мы не раз отмечали, что автомобили для российского рынка часто уступают в оснащении системами безопасности моделям, предназначенным для Америки и Европы. Почему? Производители отвечают на этот вопрос по-разному, но чаще всего звучит версия о том, что, дескать, в России покупатели не готовы переплачивать за оснащение, польза от которого для них неочевидна. Считается, к примеру, что о назначении и принципе работы системы стабилизации (ESP) знают единицы. Так ли это?
Компания Bosch, которая разработала и представила 15 лет назад первую серийную версию ESP, опросила 1300 российских водителей, чтобы выяснить, насколько важна для них безопасность автомобиля. Респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале весомость критериев, которыми они руководствуются при покупке автомобиля: цена, дизайн, надежность, престиж, безопасность, экономичность и т.д. Участники опроса опровергли миф о том, что нашу страну населяют люди, которые не дорожат своей жизнью и здоровьем. Другое дело, что под понятием «безопасность» соотечественники понимают прежде всего безопасность пассивную, то есть ту, что направлена на смягчение последствий аварии, а не на ее предотвращение.
Желательно или обязательно?
Подушки и ремни – вот, по мнению большинства российских автовладельцев, главные атрибуты безопасности современного автомобиля. Системы активной безопасности, такие как ABS и ESP, у нас не столько плохо востребованы, сколько попросту мало известны. О назначении ABS действительно знает менее половины опрошенных, а о системе стабилизации и вовсе вспомнили менее 15% водителей! Как же так? Мы, автомобильные журналисты, активно пропагандируем использование ESP и журим производителей за то, что они обделяют наш рынок передовыми системами, а о них, оказывается, мало кто знает. Плохо рассказываем? Нет, дело не в этом. Просто пресса для наших граждан – не главный источник информации об автомобилях: периодикой интересуются лишь 17% опрошенных. Гораздо охотнее россияне черпают знания из Интернета (42%) или спрашивая совета у друзей и близких (36%). Велика доля и тех, кто предпочитает общаться непосредственно с автопроизводителями или их дилерами – 32%.
Для сравнения: в Европе на печатные издания полагаются 24% граждан, на Интернет – 19%, на друзей и знакомых – 11%. Большинство же (62%) получает новости от автопроизводителей и дилеров.
Означает ли это, что европейцы по автомобильной части образованы лучше нас? Да, но ненамного. Специалисты Bosch утверждают, что всего пару лет назад данные того же опроса в Европе были очень похожи на наши сегодняшние. Почему же тогда доля машин, оснащенных передовыми системами активной безопасности, в Европе гораздо больше, чем у нас? Да потому, что распространению систем активной безопасности способствуют не граждане, а государство, задача которого об этих гражданах заботиться. ABS сегодня – обязательное оборудование для всех продаваемых в Европе новых машин, ESP станет обязательной в 2014 году.
Наши власти идти по европейскому пути не спешат. Это заметно как по безразличному отношению к Венской конвенции, так и по неудовлетворительному уровню организации дорожного движения.
На мой взгляд...
Андрей Ежов, редактор:
– Даже продвинутый автолюбитель в России не всегда может купить современный безопасный автомобиль. В самом массовом сегменте бюджетных компактных моделей ESP часто не предлагается даже в виде опции. Заставить производителей оснащать ею все машины может только государство, но оно, видимо, как обычно, считает, что мы «к этому не готовы»… Выход один – заботиться о себе самим. Не экономьте на безопасности, друзья!