Nissan: Начальник патруля
Это может показаться невероятным, но россияне, тогда жители СССР, сели за руль «Ниссана-Патруль Y60» в одно время с остальным миром, в 1988-м. В те памятные годы мы запустили собственный космический челнок «Буран», аэробус Ил-96 и супергрузовой самолет «Мрия-225». Предприятиям тогда разрешили тратить часть прибыли на нужды трудящихся. Газовики, шахтеры, металлурги и иже с ними стали приобретать доселе невиданные у нас японские джипы.
«Патруль» быстро стал эталоном полноприводника. Неудивительно, что, прочтя объявление о продаже «Ниссана-Патруль» 1996 года с пробегом 380 тысяч км за полмиллиона рублей, я захотел познакомиться с машиной поближе.
Осмотр подержанного вседорожника начал с поиска VIN-кода. Он выбит на правом лонжероне рамы у переднего крыла. Увидеть цифры можно только из-под капота. У этого «Патруля» читается лишь потому, что в свое время был щедро замазан антикором.
Коррозия – главный враг любого авто, чей возраст перевалил за 10 лет. Это надо помнить, осматривая кузов, особенно снизу. Внимательно проинспектируйте пол в районе ног водителя. Из прочего под натиском времени первыми сдаются двери и дверные петли, рамка ветрового стекла и крылья. Не миновала ржавчина и этот экземпляр. Впрочем, до сквозных дыр дело пока не дошло – само железо еще достаточно крепкое. Слабое звено – крылья. Новые обойдутся по 4500 рублей за штуку. Найти б/у на разборках трудно – модель старая. В Приморье с этим добром попроще: там популярен праворульный близнец «Патруля» – «Ниссан-Сафари».
Пока машина висела на подъемнике, осмотрел крестовины и шлицевое соединение карданного вала. Если обнаружите люфт, придется менять. Кстати, это хороший повод для торга: крестовины стоят 2,5–3 тысячи рублей каждая да плюс работа. А вот неразрезные мосты – штука практически вечная. Жаль, что нынешнее поколение «патрулей» их лишилось.
Пора оглядеться в салоне. Как и положено огромному рамному вседорожнику, он семиместный. Правда, нынешний хозяин третий ряд сидений снял – багажник нужнее. Передняя панель по моде конца 80-х годов прошлого века угловата и массивна, словно бабушкин комод. Всевозможные современные держалки для навигатора, телефона и компьютера резко контрастируют с общим стилем. Из современных опций здесь только подушка безопасности водителя, электростеклоподъемники да кондиционер, который до сих пор исправно гонит прохладу.
О том, что машина заточена на преодоление всевозможных тягот и лишений, говорят зубастые колеса наружным диаметром 33 дюйма. Это пограничный размер, когда нестандартные грязевые «катки» входят в колесные арки без их расширения. Да и рулится машина на таких шинах все еще пристойно. Как и положено, массивные колеса «Гудрич» потребовали других амортизаторов и иных узлов передней и задней подвески – с вседорожным уклоном. Все это заметно увеличило и так немалый дорожный просвет, но рачительный хозяин на всякий случай прикрыл радиатор снизу самодельной дюралевой защитой. Еще одна отличительная черта истинного «проходимца» – механические «хабы» (муфты включения полуосей) в ступицах переднего моста. Настоящему вездеходу не грех поклониться в ножки, чтобы потом не подвел. Хозяин машины утверждал, что весь этот тюнинг стоил ему более 300 тысяч рублей. А для зимней эксплуатации есть комплект стандартных колес, и это тоже аргумент в пользу вероятной покупки.
Теперь самое вкусное – двигатель. Здесь стоит наиболее распространенный: RD-28T. Дизельная наддувная рядная «шестерка» объемом 2,8 л и мощностью в 116 «лошадок» – самое оно. Впрочем, ее работу я проверю позже, во время теста. Мотор этот, по отзывам владельцев, практически не вызывает нареканий; главное – убедиться, что головка блока не была перегрета. Выяснить это можно лишь в условиях хорошего сервиса. Если ее повело, готовьте 21 тысячу рублей за неновую (!), но работоспособную и еще 8–10 тысяч за установку. Кстати, проверяют головку б/у тоже не задаром, так что положите на это еще 3 тысячи рэ. Вторым кандидатом в покойники числится турбина – все-таки пробег машины приближается к 400 тысячам. Помните, что выхаживает она тысяч триста, не более. Работоспособность турбины можно определить даже на глазок, если снять шланг, идущий от улитки к впускному коллектору. Масла много – готовьтесь к переборке узла. (Новый стоит как хороший скутер – 35 тысяч!) В этом случае осмотр показал, что потеки масла уже есть. Факт, что какое-то время турбина еще протянет, – слабое утешение. После покупки обязательно замените ремень ГРМ и два натяжных ролика. Запчасти стоят чуть больше 2 тысяч рублей, а вот за работу придется отдать значительно больше: 7–10 тысяч. Вообще, цены на запчасти для «Патруля» божеские, чего не скажешь о стоимости работ по их замене.
«Патруль» и сегодня внушает уважение одним своим видом. А какое впечатление он производил тогда – не передать!.. Ключ на старт. Фыркнув черным дымом, мы отчалили от тротуара с грацией портового буксира. Первая хорошая новость: машину на дороге уважают. Вторая: аппетит у этой громадины в городе не превысил 15 л солярки на 100 км!
Теперь о минусах. Хозяин отказался «подвинуться» в цене, напирая на то, что хорошо сохранившийся «Патруль» – подарок для настоящего джипера. Но я не из их числа, а потому с легким сердцем отказался от покупки. Лично мне по душе патрулировать городские улицы на чем-то менее громоздком. Все-таки за полмиллиона рублей можно подобрать новый автомобиль, а легендарным, глядишь, станет и он – лет через двадцать.
Благодарим Игоря Шатова за предоставленный автомобиль.