Водородный чемпион
Над проектом трудились лучшие специалисты одной из сильнейших по части научных исследований фирм мира. Это настоящая интернациональная команда, ядро которой составили немцы – ведущие инженеры BMW. Создавая автомобиль, они стремились доказать, что будущее именно за водородными двигателями.
«Технологии BMW уже прошли долгий путь. Теперь совместно с политиками и энергетиками мы должны изменить точку зрения на альтернативные виды топлива», – рассказывал о проекте профессор Бурхард Гошел, один из ведущих членов команды BMW. После успеха на испытаниях «чемпиона» во Франции концерн вправе отметить триумф, доказав, что водород может с успехом заменить традиционное топливо.
Заодно BMW показала свою мощь, первенство марки в разработке водородных двигателей. Сегодня многие компании, заглядывая в недалекое будущее, борются за лавры первопроходцев в этом направлении. Тот же Париж-2004 продемонстрировал, насколько серьезно автостроители относятся к теме альтернативного топлива.
Что касается точных данных, концепт H2R, за рулем которого менялись пилоты Альфред Хайлер, Йорг Уэйдингер и Гюнтер Вебер, показал следующие результаты.
Заметим, что эти рекорды справедливы только для «водородных» машин.
Детальный рассказ о концепте представители BMW отложили на будущее, а пока делятся только важнейшими характеристиками.
Общая масса автомобиля – 1460 кг, длина – 5000 мм, ширина – 2000 мм. Кузов из углеволокна и пластиков на базе пространственной алюминиевой рамы и переднего подрамника. Передняя подвеска на двойных рычагах, задняя – многорычажная, с поперечной балкой.
В основе H2R – 6-литровый 12-цилиндровый двигатель мощностью более 210 кВт (285 л.с.). Он создан на базе бензинового мотора BMW 760i. Главной модификацией стала замена системы впрыска на «водородную» – вместо непосредственного впрыска топлива инженерам пришлось поставить форсунки на впускные коллекторы. А перевод мотора на водород помогла осуществить система управления клапанами Valvetronic. Вообще инженеры стремились разработать наиболее простую схему изменения типа топлива. Они утверждают, что полностью выполнили задачу. Таким образом, специалисты BMW имеют возможность создать 2-топливную версию современной 7-series. И, судя по их решительному настрою, такой автомобиль появится довольно скоро.
Успех особенно впечатляет, если вспомнить, чем водород отличается от того же бензина или солярки. Он быстрее сгорает, выделяет больше тепла, хорошо воспламеняется. Как следствие литровая мощность двигателя выше. А основное преимущество водорода – чистый выхлоп: из трубы идет водяной пар.
Разумеется, система питания H2R необычная, особенно топливный бак. Это герметичная емкость, исключительно прочная, с двойными стенками. Бак настолько велик, что в концепте его пришлось разместить прямо около водительского кресла, а вмещает всего 11 кг жидкого водорода. Рабочее давление в системе – 4,5 бара.
Для того чтобы избежать несчастных случаев, команде BMW приходилось работать с большой осторожностью, выработав настоящую стратегию действий. Разумеется, следить за герметичностью системы поручили целой бригаде датчиков, призванных сигнализировать даже о подозрениях на неисправность. Само собой, и автомобиль и система нуждаются в серьезной доработке. Но она последует, это уже определенно.
Фото BMW