Большая проверка: Ралли «Шелковый путь»
«Шелковый путь»
«Шелковый путь»
Спор фаворитов
«Шелковый путь» хоть и проходил в рамках «Серии Дакар», но до уровня самого «Дакара» ему, конечно, еще далеко. Поэтому и звезд было не так много. Зато заводских команд на старт вышло аж четыре! Две – «Фольксвагена» и КамАЗа – в статусе явных фаворитов, в их экипажах целая плеяда легендарных пилотов. Как и год назад, серьезной конкуренции у «туарегов» и КамАЗов не было, их победы в соответствующих зачетах не подвергались сомнению. Так что основная интрига заключалась в противостоянии партнеров по команде. Карлос Сайнс захватил лидерство отнюдь не сразу. Поначалу первым шел южноафриканец Жинель де Вильерс, затем он уступил позицию испанцу. После четвертого этапа снова вышел вперед, но на пятом потерпел аварию в астраханских степях и сошел.
Еще занимательнее шла борьба в зачете грузовиков: лидировали и Владимир Чагин, и Фирдаус Кабиров, а победа досталась молодому Эдуарду Николаеву! И дело вовсе не в какой-то командной тактике – опытнейшие спортсмены прокололись на ошибке в навигации по пути из Астрахани в Элисту.
Спорт и политика
Маршрут гонки – ничего общего с прошлогодним. Старт в Петербурге на Дворцовой площади (вместо Казани), финиш – в Сочи (вместо Ашхабада). Спрашивается, какая вообще связь с историческим Шелковым путем? Ну, примерно такая же, как у «Дакара» с Африкой – два года подряд легендарный марафон успешно проводили в Южной Америке. В данном случае маршрут «Шелкового пути» определенно намекал на Олимпиаду‑2014, и визит Владимира Путина на финиш гонки, конечно, не был случаен.
Спортивная часть тоже претерпела изменения, но самые длинные, решающие скоростные участки, как и раньше, прошли по настоящему бездорожью – под Астраханью и в Калмыкии его хоть отбавляй. Дистанция в сумме вышла чуть короче, чем в 2009‑м. И в целом трасса получилась немного проще, хотя, пожалуй, по характеру она более разнообразная: практически все виды грунтовых и гравийных дорог (местами увлажненных дождями), степи, пустыни, горы.
Интересные детали
Большинство участников отнеслись к гонке как к генеральной проверке сил перед январским «Дакаром». Об этом говорили пилоты и «Фольксвагена», и КамАЗа, равно как и многие их соперники. Несколько иные задачи решал новичок – команда Минского автомобильного завода, выставившая один экипаж на МАЗ‑5309. Пилот Петр Орсик хорошо знаком нам (и европейцам тоже) по участию в трак-триале, но большого раллийного опыта у него нет. Команда претендовала лишь на доезд до финиша и благополучно прибыла в Сочи. Машина только начала долгий путь адаптации к ралли-рейдам. Ее главная слабость на сегодняшний день – избыточная масса. Спортивный МАЗ на 2,5 т тяжелее, чем доведенный почти до совершенства КамАЗ‑4326. Конечная цель программы – участие в «Дакаре‑2112».
UAZ Sport Division (официальное имя заводской команды из Ульяновска) подготовила к гонке новую модель – «Пикап». Биньямин Джепаев в раллирейдах давно, не раз был чемпионом страны и обкатал за долгую карьеру чуть не весь модельный ряд своего завода. Однако его итоговый результат – пятое место – почти сенсация.
Мало кто ожидал, что именно Джепаев на отечественной машине со 190‑сильным мотором ЗМЗ‑409 станет на финише лучшим россиянином в зачете «Автомобили». Ведь собрались все завсегдатаи «Дакара» (за исключением Леонида Новицкого) и большинство лидеров российского чемпионата. Техника – проверенные мировым бездорожьем «Паджеро», L200, «Ниссан-Пикап» и «пасфайндеры» с «ленд-крузерами», в том числе несколько заряженных по полной программе прототипов.
До четвертого этапа отлично выглядел Борис Гадасин на прототипе G Force – шел четвертым, опережая Марка Миллера и немца Матиаса Кале. Затем последовали авария и сход. Четвертую позицию надолго оккупировал Александр Мироненко, но пал жертвой досадной поломки: за 16 км до финиша гонки вышел из строя мотор.