Не нужен мне берег турецкий
Пляж – номер – кафе. Романтика прямо как у Доцента, помните? «Украл – выпил – в тюрьму!» Разве что изредка развеют сонную тоску организованной экскурсией на автобусе к местным развалинам или дискотекой.
А в Ялте солнце светит 2250 часов в году – как в Ницце! И купаться в море можно аж до середины октября. Благодать! C машиной мы и по шоссе, и по бездорожью, и по серпантину – к диким пляжам, в горы, к ущельям, к долинам и к морю – поглазеть, полазить, пощупать, окунуться.
Тронулись мы из столицы в пять утра, проскочили без пробок Подольск и помчались дальше, через Тулу, Орел по трассе Е95 Петербург – Симферополь. Путь изведанный, дорога однообразная. В Курской области полным ходом ремонтируют полотно. Из 180 километров разбитого шоссе осталось едва двадцать, да и те проскочили с достойной скоростью 60 км/ч (в прошлом году местами утюжили и 30 км/ч). Молодцы дорожники! А «Ода» подкачала, видимо, ехать далеко не пожелала – закапризничал стартер. Я и клеммы аккумулятора чистил, и релюшку проверял, и замок коротил, и фары протирал – ни в какую. Поворачиваешь ключ – тишина. Так и ехали без стартера, на заправках мотор не глушили, у лесочков останавливались на уклоне – чтоб машину завести с толкача. В остальном Иж радовал: бежал и бежал себе вперед, до самой границы, особенно бодро – в гору, спасибо эластичному мотору. А в Нехотеевке стартер сам собой заработал – смирился, что ли...
Сразу после традиционно хамской нашей таможни – будка. Возле нее дежурит человек в форме и тоном, не допускающим возражений, велит парковать машину и идти оформлять автогражданку, мол, дело обязательное, «как в России». Можно заплатить. А можно проехать мимо. Дело в том, что КоАПе Украины санкций за отсутствие страховки нет, и ни один даишник страховку не спросит.
...Потянулись придорожные кафешки. Национальная украинская кухня обещает борщ, котлеты по-киевски, вареники, пельмени, галушки, а также хот-доги, шашлык и барбекю.
Тоже национальная, но татарская кухня отличается полным отсутствием галушек и присутствием лагмана. После Новомосковска дорога забилась машинами с прицепами. Много старых – «Москвичей-412», «копеек». Груженные сверх всякой меры, в горку они ползут с видимой натугой. Приходится выжидать просвет, чтобы обогнать. На разметку внимания уже не обращаешь, и все равно средняя скорость сильно упала. Машины дымят просто жутко. За каждой третьей легковушкой тянется вонючий сизый хвост, а грузовики напоминают сторожевиков, ставящих дымовую завесу. Экологи (в форме и с жезлами) и не смотрят на них – некогда. Они, как и год назад, заняты куда более важным и интересным делом – собирают деньги с въезжающих и выезжающих за некую «санобработку». Местные просто игнорируют государевых людей. Мы взяли с них пример – просто проехали мимо, и правильно сделали ПДД Украины (пункт 8.8) разрешают пользоваться жезлом только работникам ДАИ или ВАИ. Все остальные размахивают ими незаконно, смело проезжайте мимо.
В утомительно-скучной дороге одно развлечение – радио. Вовсю звучит русская музыка, изрядно сдобренная украинской рекламой. Слушать интересно и полезно. Например, я узнал, что «Рохань – пыво як воно е», а вот «Арсенал – пыво справних чиловиков», и еще оказалось, что «Доместос чистить без подрыпин». Больше всего порадовала реклама мобильной связи: «Ты на ходыльник дывылась, доча? Час вышел!». Так, рывками обгоняя чадящие фуры, легковушки с прицепами и автобусы, добрались до Запорожья, где по старой памяти заночевали в мотеле с многозначительным названием «Две Луны». Наутро «Ода» опять отказалась заводиться. Пришлось вооружаться «аркашкой» и прозванивать всю цепь. Оказалось, плохой контакт в разъеме втягивающего реле. Чуть поджал его пассатижами – полегчало. На радостях долетели до Крыма на одном дыхании, прямо с ходу – в синее звенящее небо, в тепло, к древним развалинам и, конечно, к морю. Вот оно – прозрачное, ласковое, самое синее в мире.
Остановились в Евпатории, а объездили пол-Крыма, от Тарханкута до Ялты. Дороги везде приличные, можно легко держать сотню. А в городах и поселках – словно после обстрела батареей минометов: все щербатые, в мелких воронках, рытвинах.
На мысе Тарханкут огромные волны с ревом бьют в скалистый берег, брызги до небес, а в паре километров роскошный дикий пляж белого песка. Детишкам там раздолье, визжат, хохочут, катаются на волнах. Если есть палатка, можно тут и встать на прикол. Нет – рядом, в Оленевке сдают жилье, и совсем недорого.
Чуть дороже жилье в Севастополе. Да дело не в цене, а найти трудней. Зато есть куча музеев, всяких достопримечательностей и заведений общественного питания. Отстояли очередь в знаменитый «Трактир 1854 года». Реклама обещала: «Вас ждут прекрасная русская кухня, интерьер эпохи Крымской войны, невысокие цены, девушки в матросках, квас за счет заведения». Потолкавшись минут сорок, так и ушли. Ни дешевой еды, ни девушек, ни кваса нам не досталось.
Интереснее всего в Херсонесе – на развалинах древнегреческой крепости. Море там неправдоподобно чистое и теплое, как парное молоко.
Чуть южнее Севастополя, на мысе Фиолент, неописуемой красоты Яшмовый пляж. К нему со скалы ведет лестница. Спускаться по ней еще туда-сюда, а вот подниматься... Я сдох, преодолев первые 200 ступеней. Потом, правда, открылось второе дыхание, и оставшиеся без малого 600 ступенек прошел нечувствительно. Тут без подготовки лучше не соваться. Желающие могут потренироваться и дома. 130 метров – это высота 40-этажного дома. Не забудьте повесить рюкзачок на спину.
Забрались мы и на Ай-Петри – проверить, правда ли, что с вершины видно весь южный берег Крыма. Дорога идет по жуткому серпантину. Десяток метров прямой участок и поворот, обычно на 180 градусов. Попадают такие крутые, что «Газель» не вписывается – и елозит, бедная, вперед-назад. Дорога ведет мимо поляны Сказок и водопада Учансу. Выйти поглазеть – хороший повод отдохнуть от баранки. Если верить старожилам, до вершины 354 поворота. И все в гору, на первой передаче. Зато наверху, на высоте 1200 метров, панорама и правда роскошная – линия горизонта удаляется километров на сто! Глянешь на море – видно, что Земля круглая. Вдали можно разглядеть Азовское море, равнины Северного Крыма, Евпаторийский залив и Севастопольские высоты, бахчисарайские долины, все южнобережье и глубокую синеву Черного моря. А воздух, воздух какой! Крут, зябок, прозрачен и чист до звона. Спускались с другого склона, в сторону Бахчисарая, уже ночью. Ерунда, каких-то 200 поворотов.
В Гурзуф так и не попали – отпуск совершенно неожиданно закончился.
Всего мы проехали 4880 километров, из них почти 2000 – по Крыму. Средний расход топлива вышел 7,8 литров на сотню. На бензин отстегнули 5600 рублей (на Украине литр в среднем по 16 рублей, в России – по 13). Машина не подвела ни разу, если не считать капризов со стартером.
Фото автора