Skoda: Старочешское

В редакцию пришло приглашение на «тест-драйв олдтаймеров марки Skoda». Сесть за руль живой легенды – не каждый день предоставляется такая уникальная возможность! Летим в Прагу…

Самому младшему из раритетов – 62 года! И мы можем не просто посмотреть на уникальные автомобили, пообщаться с их владельцами, но и прокатиться – где пассажиром, а где и за рулем.

Самоходная фабрика

Наиболее необычный автомобиль скромно приютился в углу двора, но сразу же привлек к себе внимание. Дело не только в ярко-желтом кузове. Он неординарен во всем. Большие, «каретные» колеса, выдающиеся вперед рессоры, высокая посадка. За двухместной открытой кабиной – большой бак с латунной эмблемой Laurin&Klement в торце. Значит, этот экземпляр выпущен еще до 1925 года, до того, как фирма Лаурина и Клемента вошла в Skoda Plzen. Перед нами автомобиль 1923 года модели 300. Кстати говоря, спортивный, с двигателем объемом 4.7 мощностью 50 л.с. Его максимальная скорость достигала 90 км/ч, а специальные гоночные версии могли развивать все 125 км/ч. Именно такие пилотировал знаменитый Александр Коловрат. Отчаянным смельчаком был граф: разогнать эту машину куда проще, чем остановить, ведь тормоза только на задней (ведущей) оси. Впрочем, храбрых парней и в наше время хватает. Водитель раритета носился с такой скоростью, что волосы вставали дыбом!

Это единственный из четырех кабриолетов Skoda 866, сохранившийся до сих пор

Почетное место отвели представительскому лимузину Skoda 860. В индексе модели зашифрованы сведения о двигателе: 8 цилиндров, 60 «лошадей». Такая мощность позволяла автомобилю массой 1850 кг разгоняться до 110 км/ч, расходуя в среднем 17 л топлива на 100 км пути. Модель выпускали с 1929-го по 1932 год и произвели всего лишь 49 экземпляров. Темно-синий лимузин – один из последних. Собран, или, вернее сказать, построен в 1932 году. Ведь в те годы автомобили буквально возводили – этаж за этажом. Автомобиль поражает монументальностью форм и несовременной роскошью отделки.

Пассажирский диван Skoda 860 1932 года: воистину королевские простор и роскошь

Немного уступает в роскоши 860-й модели Skoda 645 того же 1932 года выпуска. Двигатель попроще – 6 цилиндров, 45 л.с., категория покупателей победнее, отделка, соответственно, поскромнее. Но от этого автомобиль не менее интересен. Он стал одной из последних моделей, созданных при жизни Вацлава Лаурина. Максимальная скорость – 90 км/ч, расход – 14 л на 100 км пути. Всего за пять лет производства фирма выпустила 758 экземпляров модели. Экспонат восстанавливали в фирменной реставрационной мастерской Skoda Auto, на что ушло 340 дней.

Реставрация Skoda 645 1932 года выполнена мастерской при фирменном музее чуть меньше чем за год

Небольшой автомобиль Skoda 422 выпускался с 1929-го по 1932 год. За это время с конвейера сошло 3435 экземпляров в кузовах фаэтон, седан, тудор (двухдверный седан), а также купе, кабриолет, родстер и такси-ландоле. Младший в обновленном модельном ряду, он комплектовался 4-цилиндровым 22-сильным двигателем объемом 1,2 л и при массе ровно в одну тонну (версия «тудор») развивал максимальные 75 км/ч. Считался экономичным, расходуя всего 9 л на 100 км пути. Примечательно, что владелец автомобиля Михаил Фиала отреставрировал его своими руками «от и до», потратив миллион крон (около 60 тысяч долларов).

На переднем плане – Skoda 422 1931-го, за ней – Rapid 1938 г. И того же года Popular Special

Skoda Superb 3000 OHV type 924 старше всего лишь на шесть лет, но кажется, что это машина совершенно другого поколения. Приземистый по тем временам округлый кузов, гораздо меньше хрома… Сильно напоминает знакомый по фото- и кинохронике советский ЗиС-101. Представленный в 1938 году чешский шестиместный лимузин должен был стать флагманом модельного ряда, но начало второй мировой войны и интеграция фирмы в германский ВПК привели к появлению военной версии – Superb 3000 Kraftfahrzeug 15 (type 952 и 956), мало похожей на элегантный лимузин, который использовали партийные и государственные структуры и даже таксисты.

В 1938 году был произведен Skoda Popular Special. Объем и мощность двигателя из названия уже не узнаешь, так что даем подсказку: 1,1 л, 30–32 л.с. Эту модель выпускали в Млада-Болеславе с 1934 года, создав целый ряд модификаций для коммунальных служб, скорой помощи… Были седаны и тудоры, родстеры и кабриолеты. Автомобиль стоял на конвейере вплоть до 1946 года. За это время выпустили около 7620 экземпляров Popular.

Skoda Rapid оснащали 4-цилиндровым двигателем 1.4 с жидкостным охлаждением. Максимальная скорость достигала 105 км/ч. Пассажирские модели 901 или 914, созданные на базе Rapid, производили в четырех- или двухдверном исполнении в кузовах седан, в грузопассажирском варианте или с откидным верхом. На смену пришла модель 922 (1938–1947 годы), производившаяся как седан и кабриолет. Двигатель 1.6 развивал 41,4 л.с., максимальная скорость достигала 110 км/ч. А последний мотор объемом 2,2 л выдавал целых 60 «лошадок». В общей сложности за 12 лет выпуска фирма произвела 6338 автомобилей Rapid. Владелец Rapid 1934 г. Томаш Свобода демонстрирует снимки из альбома и говорит, что помнит автомобиль всю свою жизнь, он был всегда, на сколько хватает памяти. И до сих пор в строю. «Дед» (так прозвали автомобиль в семье Руса) эксплуатируется чуть ли не ежедневно. И неизменно оказывается в центре внимания. Это самая старая из эксплуатируемых машин Skoda в мире.

До второй мировой в Чехии было левосторонее движение. Руль, соответственно, стоял справа

А первой моделью, созданной в Млада-Болеславе после войны, была Skoda Tudor. Несложно догадаться, что это производное от английского two-door, то есть «двухдверка». Легкий автомобиль комплектовали двигателем 1.1 мощностью 31 л.с., обеспечивавшим скорость 100 км/ч. Эта же платформа использовалась для создания коммерческих фургонов и автомобилей скорой помощи. Модель Cabrio выпускалась с 1946-го по 1948 годы, было произведено около 2000 таких автомобилей. И один из них сейчас с нами! Его владелец – Ян Егиды из города Кутна Гора. Точнее, даже не он, а его дочь, скульптор по профессии. Это она сделала накапотную фигурку – маскот в виде лошадиной головы.

Владелец Skoda Tudor cabrio 1948 года скрепя сердце передавал руль журналистам

Владелица зелененького Tudor – Яна Дворжакова. У них с мужем большая коллекция антикварных автомобилей и мотоциклов. Самый молодой из них – 1969 года. Когда я спросил у Яны, чем занимается супруг, она ответила: Rider. То есть ездок, наездник. Словом, водитель. Вот так, просто. Однако пора уже и нам порулить!

Ретроавтошкола

Именно за руль зеленого Tudor Яны я и сел в первую очередь. Этот потертый автомобиль показался мне самым простым для обучения… Как бы не так! Выяснилось, в нем самая убитая, к тому же несинхронизированная коробка передач. Именно она вынудила осваивать двойной выжим сцепления и перегазовку. Намучались с ней практически все. И только водители «старой школы» освоились быстро. А еще нам пришлось открывать двери против хода, включать стартер подвесной педалькой, а поворотники – тумблером на торпедо… И отлавливать автомобиль на дороге большим рулем с тонюсеньким ободом и щедрым люфтом.

Поездка на кабриолете Tudor пана Егиды далась после такой практики легче, хотя коробка передач огрызалась всякий раз, когда я забывал, как правильно переключаться. Управлялся автомобиль более предсказуемо, и я слегка перебрал со скоростью при входе в очередной поворот. Ян, до того мирно попыхивавший трубкой, резко потянулся к рулю, воскликнув: «Я еще хочу жить!» Я тоже. Контроль над машиной не потерял, но момент был, как говорят спортивные комментаторы, опасным.

Прокатиться с открытым верхом да еще по осенней Чехии на олдтаймере – особое удовольствие

А самыми приятными оказались поездки за рулем Skoda 422 Михаила Фиалы. У прекрасно отреставрированного автомобиля чуткое рулевое управление, хорошие по сравнению с другими олдтаймерами тормоза, легкая смена передач. Правда, для начала нужно привыкнуть к тому, что руль справа. Автомобиль-то довоенный! Об этом вспоминаешь, немного освоившись и глядя на абсолютно плоское ветровое стекло с единственным дворником.

Кататься пассажиром на Skoda 860 и Skoda Superb 3000 OHV type 924 интересно, но не настолько. Гамму ощущений можно свести всего лишь к перечислению: простор, обилие дерева, очень мягкие диваны, особый запах времени. И, конечно же, характерный звук низкооборотистых больших моторов.

Автомобили Laurin&Klement оборудовали электрикой Robert Bosch. На снимке – переключатель света

А о чем пришлось пожалеть по-настоящему, так это о том, что не хватило времени на Laurin&Klement 300 1923 года. Судя по лицам коллег, которым довелось прокатиться на 87-летнем спорткаре, ехать в Чехию стоило уже ради одного этого.

Laurin&Klement 300 – гоночный автомобиль 1923 года. Скорость – до 90 км/ч. И попробуй останови!

Подпишитесь на «За рулем» в