До основанья... И потом...
Документ, разработанный Институтом Генплана Москвы и научно-исследовательским филиалом Мосгортранса, впечатляет масштабностью проектов. Переустройство рассчитано на два года и «вспашет» почти весь Центральный округ.
Диагноз-то ясен давно: центр столицы задыхается от переизбытка транспорта и скоро задохнется совсем. В самом округе зарегистрировано 190 тысяч автомобилей, еще как минимум 120 тысяч ежедневно в нем гостят, а дорожное хозяйство не поспевает. И вообще – 90% магистральной сети центра столицы функционирует в условиях перегрузки и на пределе пропускной способности. Есть ли резервы?
В правильном направлении
А то! Нужно лишь оптимизировать загрузку магистралей и местной уличной сети, сделать ее более равномерной. Тут и приходит в голову одностороннее движение. В Европе с ее маленькими историческими улочками таковое используется повсеместно. Почему бы у нас не попробовать?
Руководитель центра организации дорожного движения правительства Москвы, координатор проекта Леонид Липсиц уверен в успехе. Уже в этом году односторонними станут (или уже стали) целые кварталы в районах Каретного ряда, Сретенки, Чистых прудов, Маросейки – Покровки, Яузских и Никитских ворот. Как только потоки эти охватят все 200 (плюс-минус) улиц и переулков, движение в центре потечет широко и вольно. Вроде бы. А если к этому упорядочить парковку!..
Хм, а как упорядочить? Ведь весной этого года столичные чиновники уже озвучили планы о повсеместном введении платных стоянок. И это тот самый порядок?! Липсиц уверяет, что водители только выиграют. «Хаотичные парковки будут ликвидированы там, где они объективно мешают нормальному движению, а общее количество бесплатных стоянок не уменьшится». Ну-ну...
Стройки века
В следующем году предстоит «пробивка» проезда под Крымским мостом на Крымской набережной, строительство съезда с Большого Каменного и Устьинского мостов на Москворецкую набережную со стороны Знаменки, а также реконструкция Комиссариатского моста. Пречистенскую набережную расширят и построят съезд с Серебрянической набережной на Садовое кольцо. Новокузнецкую улицу выведут к Комиссариатскому мосту, а новый Краснопресненский проспект – на Садовое кольцо.
В более отдаленной перспективе: расширение съезда с Большого Устьинского моста на Раушскую набережную, проезжей части Садовнического проезда между Комиссариатским и Большим Устьинским мостами, удлинение перекрытой части тоннеля под Триумфальной площадью на Оружейном переулке (для разворота над тоннелем увеличится ширина дороги), спрямление проезжей части Композиторской улицы, расширение пандусов Крымского вала и проезжей части и тротуаров Софийской набережной в районе Большого Каменного моста. Но эти мероприятия в 2005 году лишь начнут проектировать.
Там, где городская застройка не позволяет широко развернуться, схему движения будут реорганизовывать. Такие «болевые точки», как Пушкинская, Кудринская и Таганская площади или пересечение Москворецкой набережной и Китайгородского проезда – вот где придется особенно «разруливать». Результат зависит исключительно от правильного анализа транспортных потоков в каждом конкретном случае. Всего реорганизуют 35 перекрестков.
Ура! В проекте не забыли и про избавление Садового кольца от наземных пешеходных переходов. На Сухаревской площади, на пересечении Садового кольца с улицей Каретный ряд, Большим Харитоньевским переулком, съездом на Серебряническую набережную, а также на Зубовской, Смоленской и Кудринской площадях – везде пророют пешеходные норки. И еще на пересечениях Большой Ордынки и Климентовского переулка, Большой Якиманки и Большой Полянки, на Баррикадной улице у одноименной станции метро, у станции метро «Полянка» и в Оружейном переулке. Дай то Бог.
По часовой или против?
А само Садовое кольцо? По всей видимости, оно все-таки не избежит закрутки в одну сторону, но произойдет это не раньше 2007 года. Весь следующий год уйдет на осознание и подготовку к мощному проекту – реорганизации движения на территории между Садовым и Третьим транспортным кольцами. После этого двухстороннее движение по Садовому, видимо, канет в Лету. Само направление пока неизвестно даже разработчикам. Поживем – увидим.
По словам того же Леонида Липсица, реализация новой схемы позволит на 15% разгрузить центр столицы, а закрутка Садового кольца добавит еще процентов 20. Удивительные цифры! И хочется верить, да...
А ведь еще надо привыкать! Поначалу будем настойчиво ездить против движения, поворачивать где привыкли. Ведь переделать улицы – это одно, а мозги наши – совсем другое. Кто возьмется? Может ГАИ? Вспомним переделку Манежной площади. Это был шок.