Спецтест зимних шин: Не бойтесь «резиновых волосков»
Тема навеяна читательской почтой. Валерий Кузнецов из Ухты прислал такое письмо: «Купил шипованный Michelin с большим количеством резиновых волосков на протекторе. Продавцы утверждали, что они исчезнут за время обкатки. Я накатал на этих шинах уже почти тысячу километров – на передних колесах «волоски» сошли частично, а на задних их еще много. Когда они исчезнут полностью, а главное, не ухудшают ли они сцепление на льду?»
«Мы называем их «тетинками» (по-французски tetine), - отвечает Дидье Бенони, шеф тест-группы, занимающейся испытаниями зимних шин. - Давай вместе оценим, как эти резиновые волоски влияют на характеристики шин. Заодно у тебя будет возможность сравнить шины Michelin европейского и российского производства. Я в курсе того, что многие российские автомобилисты озабочены этим вопросом»
Спустя некоторое время мы встретились с Дидье на зимнем «мишленовском» полигоне в Ивало. Здесь нас уже ждал тестовый Фольксваген Гольф и несколько комплектов шипованных шин Michelin XIN2 размером 205/55R16.
Первая пара комплектов различается наличием и отсутствием резиновых волосков на протекторе, вторая – маркировкой «made in…» на боковине. Один местного, российского производства, второй произведен в Испании, там и ошипован (предназначен для скандинавского рынка).
РОССИЯ-ИСПАНИЯ
На ринг выходят российский представитель появившийся на свет на 7-ой неделе 2009 года и испанский девятой недели того же года – «возрастные» различия соревнующихся минимальны. К слову, все шины Michelin для российского рынка шипуют на подмосковном заводе. И те, что произведены здесь, в России на своем собственном предприятии, и те, что присланы из других мест.
Перед боем участников сравниваем по величине выступания шипов. У «россиянина» средняя величина выступа 1,6 мм, у «испанца» - 1,7, на одну «десятку» больше. Из личного опыта нам известно, что прирост шипа на десятую долю миллиметра улучшает продольное сцепление (торможение и разгон) на льду примерно на 3 процента. И действительно, во время замеров выясняем, что «испанец» тормозит и разгоняется чуть лучше. А на ледяном круге, где мы оцениваем поперечное сцепление, разницы нет. Небольшие различия есть лишь в управляемости. «Made in Russia» отличают более четкие реакции, а испанскую шину – более выраженный снос передней оси при входе в поворот, резковатые срывы в скольжения и более долгие скольжения.
На снегу сравнение повторяли несколько раз, замеряя время разгона и величину тормозного пути, оценивая управляемость и проходимость, но разницы так и не выявили.
Итог встречи – испанские шины на самую малость (5%) чуть хуже российских – только в продольном сцеплении на льду. Зато российские чуть удобнее и надежнее управляются. Разницу можно объяснить небольшим различием в выступе шипов.
В целом разница между шинами минимальна, различима только точной измерительной аппаратурой и опытными экспертами.
НЕ БОЙТЕСЬ «ТЕТИНОК»
На следующий день сравниваем «волосатые» и «бритые» покрышки. Выступание шипов здесь одинаково. Понимаем, что «волоски» могут повлиять только на ледовые результаты, потому сужаем круг тестирования – тесты проводим только на льду.
Поведение Гольфа на тех и других шин схоже, разница совсем немного «плавает» от заезда к заезду. Видимо, нюансы в поведении машины зависят от того, как волоски укладываются под протектором. Повторив упражнения несколько раз, приходим к выводу – разница в поведении практически не различима даже для продвинутых водителей. В протоколе записываем – поведение одинаковое, с учетом допустимых отклонений и точности оценки.
А вот результаты замеров нас поразили. Получилось, что «тетинки» …улучшают сцепление на льду – около двух процентов в поперечном направлении, и 6-8% в продольном!
Полагаем, резиновые волоски, попадая между шиной и ледяной поверхностью, действуют аналогично шипам. Конечно, не пробивают лед, но точечно увеличивают удельное давление на него, а значит, улучшают сцепление.
Результаты сравнения шин Michelin XIN 2 с «тетинками» и без:
Новые шипованные шины требуют обкатки – для того, чтобы шипы заняли свое место и надежно зафиксировались резиной. Потому в начальный период эксплуатации характеристики шин на льду не самые лучшие. В это время покрышкам и помогают «тетинки», немного улучшая характеристики. А в ходе обкатки «шиповки» набирают характеристики за счет самоустановки шипов, при этом «тетинки» стираются с протектора, выполнив свою временную работу.
Думаю, резиновые волоски на протекторе можно считать своеобразным бонусом «небритых» шин на период обкатки.
Примечание: Тесты «Россия-Испания» и «Тетинки» проводились в разные дни, при разных погодных условиях, потому полученные результаты можно сравнивать только в рамках одного теста.
Результаты сравнения шин Michelin XIN 2 российского и испанского производства: