Renault Clio Sport Последний из могикан
Clio Renault Sport: 2,0 л, 203 л.с., 215 Н·м, М6, 899 000 руб.
Время круга: 1.57,4
Могикане, если кто не помнит, это группа североамериканских индейцев, которых французские колонисты называли «волками». Некогда могущественная конфедерация, выкошенная эпидемиями и войнами, в конце концов перестала существовать, а историю угасания племени описал Фенимор Купер в романе «Последний из могикан».
Так и «Клио RS» остался единственной «зажигалкой» В‑класса с двухлитровым атмосферником мощностью 203 л.с. Конкуренты идут по пути снижения рабочего объема и повышения отдачи с помощью наддува – как у 192‑сильной «Корсы OPC» с 1,6‑литровым турбомотором или у фольксвагеновского горячего семейства, где 180 «лошадок» снимают с 1,4 л, используя комбинацию механического нагнетателя и турбо.
А ведь атмосферник – это особый, неповторимый кайф! Современные наддувные двигатели в угоду экологии и удобству управления практически лишены турбоямы и, несмотря на скромный объем, лихо тянут едва ли не с холостых. А тут кубатура, казалось бы, солидная, ан нет – на минимальных оборотах двигатель захлебывается, на средних буднично трудится, а на высоких… Да это же все признаки гоночного высокофорсированного мотора! Подхват после пяти тысяч, сполох стрелки тахометра, проскочившей отметку «7000»… Вспышка «шифт-лайта», индикатора оптимального переключения, и звуковой сигнал – за точным движением удобного рычага первую ступень быстро, но мягко сменяет вторая. Жестковатая педаль сцепления с «размазанным» по всему ходу моментом замыкания, оказывается, отлично подходит для быстрого управления коробкой: с пассажирского сиденья кажется, будто поток мощности и не прерывался! Сами передачи сближены, а главная пара числом 4,3 даже шестую ступень напрочь лишает экономичности – при скорости около 130 км/ч мотор «пилит» уже на 4000 об/мин. На долгих перегонах утомляет, но стоит оказаться на автодроме…
Тут уже кажется, что мотору можно смело накинуть еще полсотни сил. Коробка почти идеальна именно для конфигурации «Смоленского кольца» – к большинству поворотов подходишь как раз под отсечку. Лишь на самой длинной прямой перед поворотом «За рулем», когда четвертая уже закручивается, а место для разгона еще есть, приходится на несколько секунд использовать пятую. Максимальная скорость при этом достигает 159,6 км/ч. А потом – интенсивное замедление и торможение коробкой: четвертая – р‑рявк! третья – р‑рявк! вторая… Несмотря на «замороженную» под экологические требования педаль акселератора, отклики при перегазовках вполне своевременны. А тормоза удивительны! В обычных режимах первая реакция на нажатие кажется излишне резкой, но на треке нежничать не приходится: педаль упруго твердеет, будто тормоза успели перегреться. На самом деле ничего подобного, четырехпоршневые «Брембо» спереди, которым помогают дисковые механизмы с плавающей скобой сзади, фантастически стабильны! Даже после пары десятков быстрых кругов эффективность не падает, что позволяет замедляться в тех же точках и входить в вираж по правильной траектории.
Шасси настроено великолепно – крены минимальны, отклики на в меру тяжелую баранку с отличной обратной связью (даром что здесь пилоту помогает не гидро-, а электромеханический усилитель) живы и абсолютно прогнозируемы. Реакция на сброс газа образцовая: легкое прикрытие догружает переднюю ось перед быстрыми виражами; более резкое да на хорошем ходу провоцирует мягкое скольжение задней. И все это с включенной системой стабилизации! Она настолько ненавязчиво, но своевременно вступает в дело, что с каждым кругом начинаешь откровенно борзеть, взвинчивая темп. И «Клио RS» это прощает! На нем не страшно, в отличие от пятисотсильных суперкаров, до последнего держать «гашетку в пол» на прямиках. Запас по тормозам потрясающий, а в поворотах автомобиль радует образцовой управляемостью. Отличный выбор для тех, кто только открывает для себя мир трек-дней.
И не стоит забывать про атмосферный мотор! Когда ваше мастерство перерастет уровень клубных гонок и настанет время осваивать начальные кузовные классы, тут-то и пригодится умение переключаться на высоких оборотах. Других таких тренажеров сейчас нет.
Турбоповетрие, или горячие конкуренты
Volkswagen Polo GTI
Тип и объем двигателя, л: 1,4 компрессор/турбо
Мощность, л.с.: 180 при 6200 об/мин
Крутящий момент, Н·м: 250 при 2000–4500 об/мин
Коробка передач: А7
Начало продаж: в России не продается
Наше знакомство: ЗР, 2010, № 9
Skoda Fabia RS
Тип и объем двигателя, л: 1,4 компрессор/турбо
Мощность, л.с.: 180 при 6200 об/мин
Крутящий момент, Н·м: 250 при 2000–4500 об/мин
Коробка передач: А7
Начало продаж: осень 2010-го
Наше знакомство: ЗР, 2010, № 7
SEAT Ibiza Cupra
Тип и объем двигателя, л: 1,4 компрессор/турбо
Мощность, л.с: 180 при 6200 об/мин
Крутящий момент, Н·м: 250 при 2000–4500 об/мин
Коробка передач: А7
Начало продаж: осень 2010-го
Наше знакомство: ЗР, 2009, № 9
MINI Cooper JCW
Тип и объем двигателя, л: 1,6 турбо
Мощность, л.с.: 211 при 6000 об/мин
Крутящий момент, Н·м: 280 при 1950–5500 об/мин
Коробка передач: М6
Начало продаж: 2008 год
Наше знакомство: ЗР, 2009, № 10
Opel Corsa OPC
Тип и объем двигателя, л: 1,6 турбо
Мощность, л.с.: 192 при 5850 об/мин
Крутящий момент, Н·м: 266 при 1980–5850 об/мин
Коробка передач: М6
Начало продаж: 2007 год
Наше знакомство: ЗР, 2008, № 11