Мопед, стой, раз-два!
Что делать в сложившейся ситуации, каждый из нас уже решил для себя сам. А вниманию остальных предлагаем коротенький FAQ о пользе вкусных и здоровых законов.
– Мопед – такой же транспорт, что мотоцикл и автомобиль. Почему его водитель не должен иметь ВУ?
– Не совсем такой же. Мопед – вспомогательный вид транспорта, наряду с гужевой повозкой, велосипедом или, скажем, роликовыми коньками, ибо не приспособлен для передвижения с минимально безопасной скоростью в основном потоке. По такой логике, необходимо и для пешеходов (они же тоже выходят на дорогу!) вводить специальные аусвайсы, удостоверяющие их знание ПДД. А у кого такого документа не окажется, отрезать ноги.
– Ввести ВУ для водителей мопедов необходимо для приведения нашего законодательства в соответствие с международным.
– Ложь. Ни в одном международном документе таких предписаний нет. А в последних редакциях главного из них, венской Конвенции о дорожном движении, нет и рекомендательного характера поправок. Там только «допускается возможность» ввода подобных мер – тот «звон», которым и решили воспользоваться у нас, чтобы созвать стадо на дойку.
– В европейских странах введены права на мопеды. Чем мы не Европа?
– Та самая полуправда, которая хуже самой матерой брехни. Возьмем Италию, где ВУ действительно введены с 1 июля 2004 года. Но – только для тех, кто родился после 1 июля 1990 года, то есть кому на момент введения закона не исполнилось 14 лет. И получают эти «права» после нескольких часов лекций, не отходя от школьной парты. Схожий закон принят и во Франции, только там порог – 16 лет. И никто не собирается усаживать за парту домохозяек и пенсионеров – они могут продолжать спокойно ездить без всяких аусвайсов. У нас же предполагается «обилетить» всех чохом, что выглядит чисто репрессивной мерой, поскольку главную задачу – обучить огромную армию скутеристов – с кондачка не решить, а без этого «права» – лишь квитанция об уплате индульгенции, не более того.
Кроме того, в РФ водителям мопедов запрещено движение в левых рядах, с пассажиром, по полосам для общественного транспорта... В ЕС такого нет и в помине. Наоборот, часто велосипедам и «полтинникам» разрешено ехать и «против шерсти» по улицам с односторонним движением. Зачем создавать пробки? Кроме того, «у них» позволено садиться за руль легких (до 125 кубов) мотоциклов с ВУ категории В, не озадачиваясь дополнительными бюрократическими процедурами. А у нас даже открытие новой категории в ВУ требует не только прохождения практического экзамена, но и обязательной пересдачи экзамена на знание ПДД – даже при идентичных (скажем, у категорий А и В) экзаменационных билетах.
– Ввод ВУ для водителей мопедов позволит навести порядок среди малолетних нарушителей.
– «Товарищ прапорщик, остановите машину! – Машина, стой, раз-два!» Есть все основания – от опыта «рокерских войн» 80-х до тотального игнорирования подростками введенного в 2008 году обязательного ношения шлемов за рулем мопедов – предполагать, что действительно проблемная часть участников дорожного движения даже не подумает обзаводиться «правами» в силу своего абсолютного правового нигилизма. Следствием чего могут стать обыденными погони за подростками по дворам и паркам (кои те, выросшие «на раёне», знают назубок) – с регулярными ДТП в виде наездов на пешеходов: пенсионеров, мамаш с детьми… Таким образом, «малолетки на мопедах» станут куда большей опасностью для окружающих. Если государство не может добиться исполнения им же принятых законов (ношения шлема, например), зачем вводить новые?
– Нынешняя система наказаний в КоАП не позволяет призвать водителей мопедов к порядку ибо размеры штрафов недостаточны.
– Данное утверждение опровергается практикой. Так, сотрудники столичной ДПС ГИБДД, применяя одну только ст.12.29 п.2 (нарушение ПДД водителем мопеда, велосипеда или гужевой повозки), карающую «всего лишь» 100-рублевым штрафом, а то и предупреждением, убрали водителей мопедов и с ТТК, и с МКАД, где их движение запрещено. Есть в КоАП и более жесткая статья – 12.30 п.1, первая часть которой предусматривает штраф 300 рублей за создание помех участникам дорожного движения со стороны водителя мопеда. Вождение же мопеда в нетрезвом состоянии (12.29 п.3) карается штрафом от 300 до 500 руб. – может, и скромным на фоне драконовских мер к автомобилистам, но более чем существенным для любителей (особенно несовершеннолетних) попить пивка, не отходя от скутера.
– Данная мера снизит популярность мопедов (вот он, источник зла!) в молодежной среде.
– Безусловно. Вопрос только – в пользу чего. Одни действительно сдадут на «права», сядут на «полноценные» мотоциклы – и будут носиться уже по всему городу. С наиболее же радикальной частью (теми самыми «пьяными гопниками на мопедах») наиболее вероятен другой вариант развития событий: пересаживание на «бездокументные» мотоциклы (коих в 90-х ввезли десятки тысяч, и значительная часть их во вполне сносном состоянии пылится по гаражам), а часто и на краденую технику. После чего – объединение в «группы по интересам» уже в масштабах города и эскалация насилия и криминала подобно японским босодзоку 70-х («мягкий вариант» – рокеры 80-х). В нашей стране, беременной молодежными бандами, сие, что называется, чревато.
Похоже, наверху опять пытаются потушить пожар керосином. А заодно расширяют коррупционную базу для рядовых сотрудников ГИБДД и масштабного освоения бюджетных средств их руководством. Если же взглянуть на проблему с чуть большей высоты… Комендантский час для молодежи уже ввели, на очереди – «больше трех не собираться» и полицаи на улицах. Дальше продолжать?