Новый гендиректор "Рено" в России Бруно Анселен: "Я - за альянсы"
– Мы, наверное, первыми из российских журналистов совершили поездку на «Логане MCV» (ЗР, 2007, № 7. – Ред.) и до сих пор находимся под впечатлением от его качеств, в первую очередь вместимости и экономичности. Когда же, наконец, универсал появится в России?
– Ориентировочный срок начала продаж – март 2012 года, но будет ли он соблюден - это зависит не только от нас, но и от наших партнеров с АВТОВАЗа, где организуется производство. С новой линии будут сходить пять моделей на платформе "Логана": две - под маркой "Лада", две - "Рено", одна - "Ниссан". Вазовские модели - пассажирская и грузовая версии MCV. Мы с «Ниссаном» свои модели пока держим в секрете.
В будущем производные от «Логана» намечается выпускать как в Москве, так и в Тольятти. Мощности новой линии по производству машин трех марок на платформе "Логана" - 300 000 единиц в год. Мощности московского завода "Рено" - 160 000. Боюсь, возможности линии в Тольятти вскоре после выхода России из кризиса будут исчерпаны.
– Выпуск моделей «Рено» на АВТОВАЗе поднимет его авторитет?
– Наши заводы разбросаны по всему миру. Разговоры о том, что машины, выпущенные во Франции, лучше, – ерунда. У нас единое высокое качество «Рено». Сейчас французы хвалят «Клио», думая, что модель производится во Франции, но практически все «клио» давно собирают в Турции. То же с «Меганом», который выпускают в Испании. Люди живут стереотипами.
Мы не хотим, чтобы в России «Рено» воспринималась только как производитель «Логана» и «Сандеро». Поэтому, несмотря на большой спрос на бюджетные модели, начнем делать здесь «Меган», «Флюэнс» и другие имиджевые модели. Постараемся наладить сборку в России всего модельного ряда, насколько это возможно.
– Можно ли рассчитывать на размещение у нас моторного производства? Премьер Владимир Путин сказал, что вскоре иностранных автопроизводителей обяжут делать в России моторы и создавать НТЦ…
– «Рено» уже давно приступила к формированию местных инженерных и исследовательских кадров. На московском заводе группа российских инженеров изучает специфику версий для России. Их предложения внедряем в производство. Привлечение российских специалистов тем важнее, чем больше объемы производства. В Тольятти мы поработаем с инженерами НТЦ АВТОВАЗа, компетентность которых выше всяких похвал. Но создадим и собственное конструкторское бюро. Задания по новым моделям «Рено» мы распределяем сразу в нескольких центрах. Например, «Колеос» создавали силами трех компаний: «Рено», «Ниссан» и «Рено-Самсунг». Над тольяттинскими моделями трудятся среди прочих спецы французского НТЦ.
– Это касается только автомобилей на платформе ВО («Логан») или же и других проектов – скажем, «Лада- Гранта»?
– До сих пор ни «Рено», ни «Ниссан» не определились с участием в проекте «Гранта», сейчас это вазовский проект. Да, он интересен и разработан настоящими профессионалами. Мы изучаем возможности приобретения платформы для дальнейшего использования как «Рено», так и «Ниссаном».
– Возможны ли изменения в производственном цикле московского завода, например появление штамповочного цеха?
– Увы, у нас нет места. Но штамповка для «Логана» уже локализована – детали поступают от российских поставщиков, в частности от ЗИЛа, освоившего всю номенклатуру, в том числе крышу и двери. Кстати, без собственной штамповки обходится и один из самых крупных наших заводов – выпускающий во Франции грузопассажирский «Рено-Мастер». Локализация на «Автофрамосе» достигла 50% (по стоимости), фактически нам не хватает лишь производимых в России силовых агрегатов. Наличие местных поставщиков избавляет от финансовых рисков, поскольку расходы и прибыли исчисляются в одной валюте.
У АВТОВАЗа нет проблем с техникой и специалистами. Но – слабое управление на конвейере, не развиты горизонтальные связи. Неважное планирование, не хватает экономической культуры, современных методик производства. Одним словом, порядка маловато. Наше мнение полностью совпадает с мнением руководства Волжского автозавода.
– На ваш взгляд, АВТОВАЗ становится полноправным участником альянса?
– Сейчас акции АВТОВАЗа есть только у «Рено», у «Ниссана» их нет, как нет акций ни «Рено», ни «Ниссана» у АВТОВАЗа. Слово «альянс» юридически неприменимо, мы рассматриваем АВТОВАЗ как полноценного стратегического партнера. Если же взаимообмен акциями состоится, то соответствующее решение будет принято на уровне российского правительства и президента альянса Карлоса Гона.
– У вас столько обязанностей: и генеральный директор «Автофрамоса», и руководитель подразделения «Регион Евразия», и директор альянса «Рено- Ниссан» по промышленной стратегии. Справляетесь?
– Сплю по четыре часа в сутки – для отдыха достаточно. В такой режим перешел, когда «Рено» соединился с «Ниссаном», в 1999‑м. Тогда часто мотался в Японию. Сначала был противником объединения, но быстро понял преимущества большого предприятия и записался в сторонники. Преимущества же партнерства с АВТОВАЗом понял без долгих раздумий. Если компания работает в одиночку, в какой- то момент она становится непомерно большой и плохо управляемой.
– Любимый вопрос автомобильных журналистов: на какой машине вы ездите?
– У меня есть водитель, в его распоряжении «Вель Сатис». Оформлю международные права – сяду на «Флюэнс». С началом российских продаж возьму «Латитюд» в качестве служебного автомобиля, но уже с шофером.