Mazda3 MPS: Коварные холмы Неманского кольца
Mazda3 MPS
Mazda3 MPS проходит искусственно созданный поворотЛитва встретила нас свинцовыми тучами, плотным потолком без просвета они затянули небо от Вильнюса до Каунаса. Дорога до деревни Качергине, где и расположен трек, идет по вполне европейскому автобану со скудным по российским меркам трафиком. Моросит дождь, а это значит, что нам надо быть очень аккуратными на трассе с большими перепадами высоты.
О Неманском кольце, некогда принимавшем чемпионат СССР по ралли, в современной России практически ничего неслышно. Даром, что ему около 50 лет и ныне здесь проходит литовский чемпионат по гонкам. Однако многие мастера автоспорта считают это кольцо недооцененным.
Как раз к таким людям относится главный инструктор спортивной школы Mazda Олег Кесельман. Под его руководством «школьники» Mazda уже побывали на знаменитых автодромах Европы: Хоккенхаймринг, Нюрбургринг, Спа. Настала очередь литовской трассы.
В школе Mazda учат не контраварийному вождению, как в большинстве подобных заведений, а преподают азы автоспорта. Предполагается, что усвоивший эти знания водитель, сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации и предотвратить ДТП.
Быстрый поворот
Я не прочь поднабраться опыта. Но на все обучение у меня есть только три часа, а также Mazda3 MPS с 260-ю «лошадями» на передней оси, Олег Кесельман и мокрое кольцо с холмистыми петлями.
Перед заездами мы проходим краткий инструктаж в домике стюардов. Здесь на стенах вывешены черно-белые фотографии союзных времен, сейчас они выглядят немного забавными: автогонщики в яйцевидных шлемах с серьезными лицами, старенькие «Победы» и первые «Москвичи» чем-то напоминающие пенсионеров на марафоне.
«По прямой быстро ехать сможет каждый, но пройти на максимальной возможности поворот – задача не из простых», – возвращает в настоящее Кесельман. Суть теории сводится к тому, что у каждого поворота есть три важных точки прохождения. Первая ступень расположена на внешнем радиусе у самого начала поворота.
К этому моменту водитель должен оттормозиться и поворачивать руль, регулируя газом тягу мотора. Типичная ошибка новичков – среднее усилие на педали тормоза, обычно так делают в городе. В итоге машина ввинчивается в поворот с избыточной скоростью, передние ведущие колеса перегружены тормозным моментом и плохо цепляются за асфальт. На гоночном треке это приведет к тому, что будешь торчать в отбойнике.
Оттормаживаться надо «в дым» и до поворота. На Неманском кольце все дуги проходятся на третьей передаче, траекторию движения и точки начала торможения команда Кесельмана обозначила оранжевыми колпаками.
Вторая важная точка – апекс или вершина внутреннего угла. От входа в поворот машина должна идти через апекс к точке расположенной на выходе из поворота – третей ступени. Руль распрямляется пропорционально ускорению – чем оно выше, тем дальше точка выхода.
Липа!
На практике все сложнее, в первой же чехарде между конусами я нарываюсь на учительскую затрещину. «Нельзя перекручивать руль, машина мощная, она такой ошибки не простит, – руководит Кисельман. – Руль нужно поворачивать на небольшой угол, для этого нужно выбирать правильную скорость». С ним нельзя не согласиться, но ошибка повторяется. Нужна привычка.
Неманское кольцо нельзя назвать извилистым, наоборот большинство поворотов очень быстрые – некоторые проходятся на 120 км/ч. Чаще поворачиваешь с горы или под гору, профиль дороги при этом наклонный. «Эмпэска» хорошо держит дорогу, на втором и последнем прямике мне удается разогнаться до 160 км/ч.
Перед поворотом оттормаживаюсь в пол, но упирающаяся машина по-прежнему идет слишком быстро. Стремительно надвигаются безлистые липы. Нет, в этот поворот я не впишусь, хорошо, что он сымитирован колпаками. Один из них благополучно вынырнул из-под «Эмпэски», неприятно погремев под днищем.
Оказывается асфальт в этом месте очень скользкий из-за накатанного слоя резины от торможения, плюс небольшой наклон. В следующий раз прохожу скользкую ловушку более уверено. Судя по всему, здесь не одна машина уже убралась на обочину.
Турбо и ямы
Ближе к концу трассы есть дуга, взмывающая метров на 20 вверх. На середине горки рыжие конусы выставлены в некое подобие «лосиного теста». Здесь и сказываются недостатки турбомотора – под гору машина идет хорошо, но стоит погасить инерцию, и на пике холма движок давится третьей передачей. До турбоподхвата еще 500 оборотов, впрочем, не очень то выручает и понижение скорости.
Далее следует затяжное пике, совмещенное с правым поворотом, тут любую машину все равно будет сносить на внешнюю сторону. В случае с «трешкой» MPS дополнительно сказывается ее мощный передний привод. Межколесный дифференциал активно перекидывает тягу на внутренне колесо, но я деликатничаю с газом.
Все же мне как-то непривычно влетать вслепую на 30 метровую горку, уходя на большой скорости к опасной кромке. В один из кругов я пробую здесь выложиться по максимуму. В области груди и в голове появляется странная тяжесть, похоже, это и есть пресловутые перегрузки.
Производственный риск
В конце наших заездов мне приходит мысль, что подобное гоночное обучение более рискованно для Кесельмана, чем сами автогонки. Сидя со мной в машине на правом сидении, Олег не может контролировать полностью ситуацию.
Он лишь примерно знает уровень моего водительского мастерства. И уж, конечно, не в курсе, что человек пил или употреблял накануне. На мой вопрос он однозначно реагирует: «Нет, не опаснее». Хотя, наверное, так и должен отвечать настоящий спортсмен.
Заносчивая особа
Напоследок нас ждет соревнование на время на «скид-каре». Заднюю ось гражданской «трешки» Mazda поместили на четырехколесную рамную тележку. На таком плохо управляемом снаряде всего-то и нужно проехать в коридоре между конусами и обогнуть последние пилоны.
Однако с непривычки выполнить это упражнение неожиданно сложно. Здесь важно начать поворачивать руль в противоположную сторону до того, как начался активный занос. Приходится бороться с выработанным годами стереотипом вождения.
Задняя часть машины живет своей жизнью и, кажется, усмирить ее совершено невозможно. Но как только снижаешь скорость, «трешка» начинает слушаться руля. Получается такой своеобразный дрифт для чайников. В итоге побеждает тот, кто лучше всех сдерживает желание побыстрее проехать круг.