Сезон экстрима: Зима катит в глаза...
Шутка о том, что в России каждый год зима наступает внезапно, не теряет актуальности и по сей день. Совсем скоро территория нашей страны в очередной раз будет «неожиданно» завалена снегом. А под ним надолго исчезнет дорожная инфраструктура – разметка, ямы и колодцы, местами и дорожные знаки с фонарями… Проезжая часть превратится в каток, на котором мы будем лавировать, стараясь удержать автомобиль от сносов-заносов и не зацепить собрата по рулю, выписывающего аналогичные пируэты.
Главный закон зимней дороги – особая осторожность, ведь порой очень трудно определить длину тормозного пути на покрытии с отблеском неизвестности – это может быть лед, реагенты или даже вода… Зимние шины – вещь, безусловно, необходимая, но даже они вовсе не гарантируют столь же уверенного передвижения по дорогам, как в летний период. Поэтому настало время переключить «тумблер» в голове на зимний режим, а заодно вспомнить о тех простых правилах, которые избавят от многих неприятностей, и о тех доступных аксессуарах, которые помогут избежать зимних «сюрпризов».
Простые правила для трудной дороги
1. Соблюдайте скоростной режим. Все виражи и пируэты, которые сходили с рук (точнее, с колес) летом, на скользкой дороге могут привести к печальным последствиям. И не забудьте, что на снегу тормозной путь увеличивается втрое против обычного. Поэтому желанию полихачить – однозначное «нет»!
2. Зимняя дорога редко бывает сухой. Она не терпит резкого вождения. Все операции: вращение руля, переключение передач, работа газом и сцеплением – должны быть максимально плавными. Иначе колеса потеряют сцепление с дорогой, а резкая пробуксовка ведущих колес вызовет занос или снос.
3. Если ваш автомобиль оборудован электронными средствами безопасности вроде антиблокировочной, стабилизирующей или противобуксовочной систем (кстати, вы помните перечень оборудования своей машины?), то в экстремальной ситуации следует тормозить «в пол». Не надо пугаться импульсов на педали и уменьшать усилие нажатия. Электроника сама позаботится о том, чтобы колеса не заблокировались и автомобиль сохранил способность, замедляясь, объехать препятствие. Если же машина не оборудована спасительной электроникой, тормозить надо ступенчато – быстро, но вместе с тем плавно увеличивая усилие на педали. Либо тормозить прерывисто, имитируя работу ABS. Лучший способ торможения – двигателем на более низкой передаче, чем требовалось бы на сухой дороге.
4. Пешеход зимой замечает автомобиль значительно позже. В теплой верхней одежде он хуже слышит и ему труднее следить за движением. Возле остановок маршрутного транспорта и перед светофорами от частых торможений образуется наледь. Будьте здесь особенно осторожны!
5. На скользкой дороге трогайтесь с места на второй передаче: так меньше вероятность забуксовать.
6. Замерзшие окна ограничивают обзорность, а теплая одежда стесняет движения. Учитывайте это при маневрировании.
7. Оставляя автомобиль на морозе, не пользуйтесь ручным тормозом, включайте передачу: увлажненные колодки могут примерзнуть к тормозным барабанам.
8. Очень полезно найти время и свободную заснеженную площадку, чтобы освежить свои зимние водительские навыки, а если автомобиль новый, тем более надо обязательно прочувствовать, как он будет себя вести в таких сложных условиях.
Прогноз от ГИБДД
Автоинспекция призывает всех, кто еще не сменил летнюю резину на зимнюю, срочно «переобуть» свои автомобили. Впереди ненастная погода, понижение температуры и снег с дождем. «Погодные условия ухудшились, что требует от водителей повышенной бдительности и аккуратности», – заявил начальник отдела пропаганды ДОБДД МВД РФ полковник милиции Владимир Шевченко.
Теплые зимы расслабили жителей больших городов, где зачастую до января снега не было вообще. Но предыдущая чрезвычайно холодная и снежная зима заставила граждан вспомнить о жестоких морозах, заносах и ледяных дорогах. Эта зима обещает быть столь же неприятной. По сведениям ГИБДД, владельцы машин, не сменивших покрышки на колесах, в этот период становятся виновниками большинства ДТП. При этом в законодательстве не прописана норма, обязывающая водителей в зимнее время ездить на шипованной резине, «поэтому инспектора ДПС будут убеждать водителей только словами, рассказывая им о возможных последствиях ДТП на скользкой дороге».
Опытные сотрудники ГАИ напоминают, что также нужно внимательнее следить за уровнем незамерзающей жидкости в бачке стеклоомывателя. В условиях плотного городского движения качество обзора имеет большое значение. Зимой стекла загрязняются быстро, и от работы стеклоочистителя порой очень многое зависит. Если есть возможность, то лучше поменять дворники на зимние с мягкими очистителями. Не забывайте, что в слякоть фары и габариты автомобиля нужно чаще мыть. Свет фар повышает безопасность дорожного движения в среднем на 20 процентов.
Снегопады 2010 года показали слабую подготовку коммунальных служб к содержанию улично-дорожной сети. Основные недостатки – отсутствие должного количества спецтехники по уборке проезжей части от уплотненного слоя снега, отсутствие техники по погрузке и вывозу снега. Поэтому ГИБДД в этом году будет уделять внимание действию всех структур.
Ответит ли за ДТП погода?
Если ДТП произошло на скользкой и неочищенной дороге, есть ли шансы получить хоть что-то с организаций, ответственных за очистку улиц? Попробуем разобраться с помощью адвоката Сергея Радько.
Теория... | ...и практика |
Пункт 10.1 Правил дорожного движения обязывает водителя вести свое транспортное средство со скоростью, не превышающей установленную, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеоусловия, в частности, видимость в направлении движения. | Именно этот пункт обычно и вменяется в вину водителю, попавшему в ДТП в плохих погодных условиях. После этого шансы обвинить дорожников в ДТП тают до нуля – «сам виноват». Поэтому даже определение об отказе в возбуждении дела, если в нем указано про несоблюдение требований пункта 10.1, необходимо обжаловать. |
На месте происшествия документы составляют сотрудники ГИБДД, они вряд ли зафиксируют состояние дороги и метеоусловия | Необходимо настоять, чтобы в протоколе, схеме ДТП и прочих документах было отражено наличие на дороге корки льда, снега, наледи и пр., а все документы нужно обязательно прочитать перед подписанием! Состояние дорожного покрытия и всю обстановку на месте ДТП нужно сфотографировать. И записать адреса и координаты свидетелей – их показания впоследствии могут очень пригодиться. |
В территориальное подразделение ГИБДД подается заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и организации, ответственных за данный участок дороги (статья 12.34 КоАП). | В случае, если вина дорожников будет установлена, шансы водителя отстоять свои права повышаются. С постановлением ГИБДД (органа, уполномоченного следить за обеспечением безопасности дорожного движения) очень трудно будет поспорить. Однако для подтверждения вины дорожников в этой ситуации (и взыскания ущерба) надо доказать противоправность их действий, точнее, бездействия, что в данном случае весьма проблематично. |
Пункт 3.1.4 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию…» устанавливает, что коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной ПДД скоростью и быть не менее 0,3 (без рисунка протектора) и 0,4 (с рисунком протектора). | Однако измерять коэффициент сцепления можно только прибором ПКРС-2 (прибор контроля ровности и сцепления). А на вооружении ГИБДД такие приборы есть только в службе Дорожной инспекции и организации движения (ДИОД). Сотрудники этой службы не выезжают на место происшествия, а потому зафиксировать нарушение требований ГОСТа предусмотренным им способом практически нереально. Поэтому надо самим фиксировать ситуацию на дороге. |
Пункт 3.1.6 того же ГОСТа устанавливает сроки ликвидации зимней скользкости. | Хотя сроки эти сравнительно небольшие (для дорог разных категорий они составляют от 4 до 6 часов), исчисляются они с момента обнаружения скользкости дороги, а это означает, что точно установить время бездействия дорожников практически невозможно. |
Даже при всей очевидности ситуации юридически обосновать претензии к дорожникам сложно. Решения судов о взыскании с них компенсаций за ДТП практически неизвестны. Но свои права надо знать.
К зиме готовы?
УГИБДД Москвы уже провело совещание городских служб и подразделений, которое было посвящено взаимодействию и работе в зимний период сезона 2010/2011 гг. Прошлой зимой несвоевременная очистка улиц и дорог привела к увеличению числа ДТП, сопутствующим фактором которых явились неудовлетворительные дорожные условия (колейность, уплотненный слой снега, зауженность проезжей части, формирование снежных валов в нарушение норм).
Службы ГИБДД неоднократно выдавали предписания на устранение выявленных недостатков организациям, отвечающим за содержание улично-дорожной сети в зимний период. Сегодня создан городской штаб по организации уборки территорий города в зимний период. Одна из его основных задач – контролировать наведение порядка на столичных магистралях, улицах и дворах, с тем чтобы обеспечить их хорошую пропускную способность.Столичная автоинспекция планирует провести учения, в которых будет отработана операция «Затор». Это поможет быстрее отреагировать на ухудшение пропускной способности улиц в случае внезапного снегопада. Патрульные машины обеспечат этой зимой сопровождение более 1400 колонн уборочной техники. Дорожные службы Подмосковья также готовы к зимнему периоду.
Серьезных претензий к дорожным организациям не имеется, готовность к зимнему периоду составляет 75–90%. Более 2,5 тыс. сотрудников ДПС ежедневно осуществляют контроль за состоянием дорог Подмосковья, отслеживают прогнозы синоптиков. Уже сейчас заранее посыпаются песчаносолевой смесью мосты и путепроводы на основных магистралях области. К началу зимнего периода при управлении ГИБДД заработает штаб по координации движения автотранспорта на подмосковных дорогах. При экстремальных погодных условиях будут временно закрываться некоторые автотрассы. Подобная практика существует во многих странах. С 13 декабря по 10 января в Москве пройдет общегородской профилактический рейд «Зимние каникулы». Около школ и дошкольных учреждений сотрудники ГИБДД будут помогать обеспечивать безопасное и беспрепятственное передвижение учащихся.
Что положить в багажник
Пожалуй, самый необходимый «тандем» зимних аксессуаров – скребок и щетка (часто они объединены в одно целое) для очистки стекол, покрытых инеем и снегом. Так что не забудьте удостовериться, что эти приспособления лежат в вашем багажнике. Продвинутые владельцы могут обзавестись электроскребком. Внешне он напоминает обычный скребок, но в его корпус встроена электрическая спираль, которая нагревается под воздействием тока из бортовой сети автомобиля и способна быстро растопить налет или даже ледяную корку на стеклах и кузове автомобиля.
Еще один важный предмет – небольшая лопата. Прошлая зима показала, что обильный покров мокрого снега к утру может подмерзнуть, так что образовавшуюся «подушку» придется не только отбрасывать, но и скалывать. Поэтому желательно чтобы совок лопаты был достаточно прочным и имел заостренную форму.
Забуксовать на наших дорогах – дело вполне обычное. Как правило, в таких ситуациях под ведущие колеса подкладывают подручные материалы вроде веток или кусков упаковочного картона. Но надежнее на этот случай возить в багажнике специальные противобуксовочные приспособления – складные (или сворачиваемые) пластиковые или резиновые траки. Есть и более демократичный, но вполне эффективный вариант – пластиковая «колючая» дорожка, которую обычно расстилают перед офисами для вытирания ног.
Выгребать слякоть и выливать воду из резиновых ковриков – дело неблагодарное. Да и микроклимат в салоне грязная талая вода не улучшает, а вот обувь и низ брюк пачкаются. Решением проблемы может стать влаговпитывающий коврик, который способен вобрать в себя пару литров жидкости, сохраняя внешнюю поверхность практически сухой. Потом такой «памперс» просто выбрасывается и заменяется на новый.