То, что доктор прописал!
Правда, справиться с последним сможет только профессионал своего дела.
Другое дело, микропроцессорное зарядное устройство: оно управляет собой самостоятельно, сохраняя на долгие годы здоровье батареи, независимо от ее традиционности или продвинутости (не секрет, что нынче встречаются и обычные свинцово-сурьмяные, и необслуживаемые свинцово-кальциевые, и самые новые батареи AGM со связанным электролитом). Каждый тип требует своего подхода к зарядке, а если еще владелец допустил глубокий разряд, то и к восстановлению емкости.
Во всем этом помогут зарядные устройства шведской фирмы СТЕК Sweden AB. Их – целая линейка, которая, кстати, постоянно пополняется. На примере одного из них, а именно MULTI XS7000 мы хотим ознакомить Вас с характеристиками и функциональными возможностями зарядных устройств СТЕК.
MULTI XS7000 способно не только обслуживать и заряжать все типы аккумуляторных батарей, но и может выступать в качестве источника питания 12 B при их замене. Сегодня это важно, чтобы не допустить потери результатов адаптации электронных систем автомобиля, кодов компьютеров, предустановок аудио- и навигационных систем. И, в дополнение ко всему, устройство производит десульфатацию пластин, а так же восстанавливает расслоение электролита у глубоко разряженных батарей.
Ниже описан сложный восьмиэтапный алгоритм заряда аккумулятора устройством MULTI XS7000, которое, несмотря на это, управляется… единственной кнопкой выбора режимов. Кроме нее на верхней панели лишь светодиодные индикаторы, показывающие актуальное состояние.
Для разбирающихся в нюансах процесса заряда аккумулятора приводим графики напряжения и тока во время процесса зарядки состоящего из нескольких этапов (для режимов “Normal” и ”Снежинка”).
Для начала процесса зарядки АКБ нужно только, при помощи кнопки MODE, выбрать один из двух режимов зарядки Normal или «Снежинка». Режим «Снежинка» рекомендуется использовать для зарядки аккумуляторных батарей при температурах ниже +5оС. Так же данный режим рекомендуется для зарядки большинства батарей типа AGM. Для всех других батарей, включая батареи GEL, а так же для профилактической подзарядки лучше подойдет режим Normal.
Кроме собственно заряда, MULTI XS7000 реализует еще два дополнительных режима. Режим SUPPLY служит для питания бортовой сети автомобиля, когда зажигание включено, а двигатель выключен. Раньше мы такого не знали, но с появлением в автомобилях контроллеров, появились требования изготовителей к напряжению при их перепрошивке, которая занимает довольно длительное время. Обычно, допускается падение напряжения не ниже 13,4 – 13,5 В. Батарея такого обеспечить не может, напряжение на ней обязательно просядет и процесс перепрограммирования даст сбой! В режиме SUPPLY устройство поддерживает напряжение 13,6 В с допустимым током потребления до 7A. В этом режиме, кроме перепрошивки, можно также отключить батарею от бортовой сети без риска потери информации в энергозависимых ячейках памяти бортовых контроллеров.
В режиме RECOND происходит восстановление расслоения электролита в глубоко разряженных батареях. Проблема, связанная с расслоением электролита характерна для негерметичных батарей. В режиме RECOND на клеммы аккумулятора подается напряжение 15,8 В при токе до 1,5 А. Время необходимое для завершения данного режима составляет от 30 минут до 4 часов. Большинство зарядных устройств просто отказываются заряжать глубоко разряженные батареи и не дают даже малейшего шанса на их восстановление. Заметим, что разряженной считается батарея у которой напряжение опустилось ниже 10,5 В, а MULTI XS7000 способно восстановить батарею даже если на клеммах осталось всего 1,5 В.
Все описанное выше – так сказать, теория. А как на практике? Мы проверили MULTI XS7000 в условиях СТО на конкретных автомобилях. И вот что выяснилось.
Некоторые параметры оказались даже лучше заявленных. Например, обратный ток утечки при подключении к батарее обесточенного устройства был менее 0,4 мА при допустимых 3 мА.
Особенно впечатлила стабильность выходного напряжения (колебания в пределах пары десятков мВ) при изменении напряжения питания от 110 до 280 вольт. Хотя, предполагаем, на такие перепады изготовитель даже не рассчитывал!
Секрет таких характеристик – в применении импульсного высокочастотного преобразователя, в котором сетевое напряжение частотой 50 Гц сначала выпрямляют, а затем преобразуют в импульсы высокой частоты. Это не только позволяет резко уменьшить габариты и вес трансформатора, но и снижает потери, улучшает возможности стабилизации напряжения и упрощает управление режимами зарядки.
Эти сложные алгоритмы и столь высокие показатели обеспечивает обнаруженный внутри быстродействующий 8-битовый микропроцессор. (Но, конечно, сам по себе, без запатентованного оригинального софта, он бы с задачей не справился).
Раз уж мы вскрыли корпус устройства, то не смогли не обратить внимания на качество монтажа электронных компонентов. Все навесные элементы аккуратно установлены и пропаяны. Выводы, надежно защищены. В общем, видно, что собирали явно не на коленке, а в условиях современного высокоавтоматизированного производства. Пусть и на Тайване, но под жестким контролем держателей бренда.
Косвенным подтверждением качества является тот факт, что зарядные устройства CTEK используют такие известные автопроизводители, как Alfa Romeo, Aston Martin, Bentley, BMW, Ferrari, Harley Davidson, Lamborghini, Lexus, Maserati, Maybach, Mercedes-Benz, Porsche, Scania, Yamaha.
А тут еще новость последних дней: немецкая независимая организация TÜV провела сравнительный тест семи зарядных устройств. При этом лидером с большим отрывом от соперников оказался СТЕК MULTI XS4003. Это – первая модель в линейке заря дных устройств СТЕК нового поколения, о которой мы еще подробно расскажем. Она, конечно, отличается по своим характеристикам и функционалу от MULTI XS7000, но не по качеству: ведь производитель держит марку! Имидж, как известно, всё, и портить его нельзя.
Более подробную информацию по зарядным устройствам СТЕК Вы можете получить на сайте www.ctek.ru или по телефонам (499) 165-3363, 163-4342