Принц-полукровка: KTM 125 Duke
Да уж, по происхождению младший из «герцогов» (Duke (англ.) – герцог, прим. ред.) вовсе не чистокровный австриец, а, как минимум, на треть… индус! Да, да, индийская компания Bajaj Auto на данный момент располагает уже 36 процентами активов КТМ, и с каждым годом эта цифра растет. Но важно другое – индийские и австрийские хозяева концерна воплотили в «маленьком лорде» свое видение машины, доступной начинающим как по деньгам, так и по требованиям к мастерству управления. Но вместе с тем машина, как это и положено в австрийских аристократических семьях и высших индийских кастах, несет в себе все до единой фамильные черты: от названия и облика, до превосходных характеристик. Воплощено это так: идея и разработка австрийские, производство – в Индии, но не без ключевого участия КТМ-ного «сита» контроля качества. На выходе – прикольный и недорогой «стрит». Да, 3500 евро – это ощутимо больше, чем просят за Honda CBF 125 (ее цена на европейском рынке около 2300 евро), но, простите, разве Honda может похвастать впрысковым четырехклапанным «водяным» мотором? Нет! А моноамортизатором и перевернутой вилкой WP, рамой а-ля «птичья клетка» и обоими дисковыми тормозами? Нет! А вот Duke может не только похвастать, но и продемонстрировать весь этот арсенал в действии. Дифирамбы внешности машины петь не буду – смотрите на фотографии и сами не заметите, как легкая улыбка украсит ваше лицо. Вообще, машина собрана по принципу «с миру по нитке» – кроме именитых подвесок тут и китайские колеса Jingfi, и резина Michelin (которая, правда, скоро уступит место самой крутой индийской MRF), и итальянская система впрыска Dell'Orto (под управлением «мозгов» Bosch индийского производства), и польский ажурный литой маятник.
Мотор спроектирован с оглядкой на «кроссача» 250SX, компоновка, соответственно, похожа. Размерность 58х47,2 мм выбрана с расчетом на будущее увеличение кубатуры: при установке новой поршневой и «строкер-кита» размерность вырастает до 72х49 мм, рабочий объем – до двух сотен кубов, а мощность – с 15 до 24 сил. Теперь понимаете, зачем мотору четырехклапанная «голова» (сопоставьте диаметр цилиндра 58 мм и размеры клапанов: 22,5 мм впускные и 19 мм выпускные. Внушает?) Заметьте, даже на 125-кубовой машине мощность ограничена, чтобы вписаться в ту категорию мотоциклов (до 125 «кубов» и до 15 сил включительно), которыми в большинстве европейских стран можно управлять с автомобильными правами. Хотя, возможно, скоро появится серийная «двухсотка», предназначенная для азиатского и южно-американского рынка. Важно то, что для апгрейда не придется переделывать шасси, менять выпуск – все изначально сделано с конкретным запасом.
И маленький Duke оказался вполне себе полноразмерной машиной: база 1350 мм и высота седла 810 мм. Да и «семнадцатые» колеса добавляют внешности лоска. Посадка прямая и, что важно, удобная даже для высоких людей, причем это относится и к водителю, и к пассажиру, для которого «хвост» оборудован полноценным седлом. Колени ложатся в ниши 11-литрового бензобака (при среднем расходе 3 л на сотню запас хода – под 400 км), а руки будто сами хватаются за черно-рыжие рукоятки.
Мотор – «осьмушка» с цельнокованым коленвалом и кованым же поршнем – задает новые стандарты динамики для 125-кубовых машин. Причем такой высоты, что конкуренты устанут допрыгивать. Вибраций нет, ведь разработчики не поскупились на балансирный вал. Полтора десятка сил и дюжина ньютоно-метров запросто разгоняют «лордика» до 120 км/ч, хотя на машинах для европейского рынка эта цифра будет снижена до сотни, а для бюргерской Германии и вовсе до 80. Но важнее другое: для нормальной езды не требуется постоянно полностью открывать ручку, выкручивая мотор до отсечки. Благодаря невысокой степени форсировки, Duke не страдает отсутствием тяги на средних оборотах – даже к такому маленькому агрегату применим такой термин, как «эластичность». И мощность, и момент на все сто помогают реализовать прекрасно работающая «шестиступка» и отлично контролируемое сцепление. Разогнавшись до предельных 130 км/ч, я ни на секунду не был обеспокоен ничем – машина стабильна, как большой мотоцикл, не страдала ни недостатком курсовой устойчивости, ни смазанной управляемостью. Даже некий намек на ветрозащиту в виде полуобтекателя отбивает набегающий поток вверх, что дает поблажку мышцам шеи. Хотя не те скорости все-таки, чтобы шея сильно уставала. Но это у нас, у опытных, а шеи новичков высоко оценят «козырек» за приборкой. Последняя, кстати, прекрасно читается и не страдает скудностью показателей. Даже при моем весе 83 килограмма, я ни разу не испытал недостатка в тяге – повторюсь, для «осьмушек» характеристика движка просто отменная!
Подвески – полный восторг! Хотя чего еще ждать от пространственной рамы, 43-мм перевертыша WP и моноамортизатора, работающего хоть и без прогрессии, но с литым алюминиевым маятником, одного взгляда на который хватит для того, чтобы убедиться в его жесткости?
Что до тормозов, то и здесь высший балл: два диска на литых колесах диаметром 280 и 230 мм работают в тандеме со скобами Bybre (индийское подразделение знаменитой итальянской Brembo) – четырехпоршневой (с радиальным креплением!) спереди и однопоршневой сзади. Низкий центр тяжести, алмазная жесткость ходовой, оправдывающая лучшие ожидания работа подвесок… порой начинаешь просто сомневаться: а действительно ли это 125-ка? Ведь в стане «осьмушек» мы давно привыкли видеть своего рода «недоциклы», пригодные разве что для перемещения из точки А в точку Б, а здесь – полноценная самодостаточная драйвовая машина!
Так все же для кого создан новый Duke? Да для всех! Этот мотоцикл одинаково принесет удовольствие и начинающему, и опытному драйверу. Главное, что в нем заложено прекрасное сочетание современных и высокотехнологичных решений, только в отличие от больших и мощных машин, «маленький лорд» не зазнается, его без преувеличения огромный потенциал доступен каждому, и чтобы его почувствовать, вовсе не обязательно быть голубых кровей.
Техническая характеристика KTM 125 Duke (данные производителя)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |
Модельный год | 2010 |
Колесная база, мм | 1350 |
Сухая масса, кг | 118 |
Высота по седлу, мм | 810 |
Угол наклона рулевойколонки, град. | 25 |
Объем бензобака, л | 11 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | 1-цил., 4Т |
ГРМ | DOHC, 4 клапана на цилиндр |
Рабочий объем, см³ | 124,7 |
Размерность, мм | 58×42,7 |
Степень сжатия | 12,6:1 |
Система питания | впрыск топлива Dell'Orto с заслонкой Ø 33мм |
Система охлаждения | жидкостная |
Система запуска | электростартер |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 15/10250 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 12/8000 |
ТРАНСМИССИЯ | |
Сцепление | многодисковое, в масляной ванне |
Коробка передач | 6-ступенчатая |
Главная передача | цепь |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Рама | пространственная из стальных труб |
Передняя подвеска | телескопическая вилка перевернутого типа |
Диаметр труб, мм | 43 |
Ход, мм | 160 |
Задняя подвеска | маятниковая с моноамортизатором |
Ход, мм | 160 |
Тормозная система | раздельная, гидравлическая |
Передний тормоз | диск Ø 260мм, 4-поршневая скоба Bybre |
Задний тормоз | диск Ø 230 мм, 1-поршневая скоба Bybre |
Колеса | алюминиевые литые |
Передняя шина | 110/70ZR17 |
Задняя шина | 150/60ZR17 |