Главные события года. Календарь оптимиста
Март. Стартовала программа утилизации автомобилей старше 10 лет. За 9 месяцев под пресс отправлено около 400 тыс. машин. Наибольшим спросом в рамках акции пользуются новые «Лады»: на них приходится 79,5% всех продаж по утилизационным полисам. На втором месте - бюджетные иномарки «Рено-Логан» и «Сандеро» (7,3%). Далее – «Шкода» (2,7%) и «Форд-Фокус» (2,4%). Замыкает пятерку ГАЗ с «Волгой-Сайбер» (1,8%).
Правительство продлило субсидированную утилизацию и на 2011 год, выделив дополнительно 14 млрд. рублей.
Апрель. Впервые с октября 2008 года начался рост продаж автомобилей; его подстегнула госпрограмма утилизации. По оценкам Минпромторга, в 2010 году в стране должны собрать не меньше 1,3 млн. машин, а продать – более 1,8 млн. К середине 2013 года российский рынок достигнет докризисного уровня, а в 2014 году по объему продаж станет номером один в Европе.
Заработал автозавод «Пежо-Ситроен-Мицубиси» в Калуге. В течение 2010–2011 годов по отверточной технологии будут собирать «Пежо-308», «Ситроен-С4» и кроссоверы «Пежо-4007», «Ситроен С-Кроссер» и «Мицубиси-Аутлендер XL». С 2012 года завод перейдет на полный цикл сборки. Расчетный годовой объем производства - 300 тыс. автомобилей.
Июль. Принят закон, запрещающий эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Одновременно из КоАП исключены нормы, допускающие возможность управления автомобилем при наличии в организме человека абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 г на 1 л крови или до 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха.
Кто больше ездит – больше платит. Правительство решило поднять акцизы на бензин. В расчете на литр топлива ставка ежегодно будет повышаться на 1 рубль в 2011, 2012 и 2013 годах. При этом пока не случилось ожидаемого снижения транспортного налога, ради чего и задумывалось повышение бензиновой подати. Так что в 2011-м придется раскошелиться – заплатить налог за 2010 год.
Президент РФ Дмитрий Медведев решает возродить дорожные фонды (ЗР, № 9). Они действовали в России в течение десяти лет, но в 2001 году Федеральный дорожный фонд ликвидировали – как говорили тогда, из-за непрозрачности и нецелевого использования. Главным источником пополнения фондов станут акцизы на бензин, транспортный налог (который обещают урезать) и сборы за проезд тяжелых грузовиков.
Вступил в действие Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Благодаря появлению единого таможенного пространства, как нам обещают, экономики наших стран вырастут за несколько лет на 15–20%. Дополнительный эффект конкретно для России рассчитывается на уровне 400 млрд. долларов до 2015 года. Что касается простых автомобилистов, то для них исчезают границы между тремя государствами.
Подержанные иномарки, вопреки ожиданиям, не подешевеют: пошлины на их ввоз остались на прежнем уровне.
Сентябрь. На заводе компании «Фольксваген» в Калуге стартовало производство автомобиля, разработанного специально для России, – «Поло Седан». Спрос на модель превысил все ожидания: дилеры принимают заказы на вторую половину 2011 года.
«Хёндай мотор», крупнейший автопроизводитель Южной Кореи, открыл предприятие в Санкт-Петербурге, оно стало первым в РФ иностранным автомобильным заводом полного цикла. На его площадке, помимо традиционных цехов сварки, окраски и сборки, расположен цех штамповки. Промышленное производство стартует в январе 2011-го. Три автомобиля «Хёндай-Солярис» из первой партии станут призами для участников читательского голосования Гран-при «За рулем».
На «Иж-Авто» вновь запустили производство модели ВАЗ-2104 (конвейер остановили еще в мае 2009 года). К 2011 году в Ижевск переедет производство остальных моделей «классики».
Вступил в силу новый технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, эксплуатируемых на территории России. Он допускает к эксплуатации машины с правым рулем, однако требует переделки фар в соответствии с требованиями правостороннего движения. Запрещены поворотники неоранжевого цвета. Производителям-нерезидентам РФ предписано иметь в России одного своего представителя. Техрегламент вводит запрет на эксплуатацию и ввоз автомобилей с кенгурятниками, а также предписывает русифицировать меню бортовых компьютеров.
Страна получила, наконец, единую дорогу от своей западной границы до восточной: открыта федеральная трасса «Амур» (Чита– Хабаровск). Сдаче трассы в эксплуатацию был посвящен автопробег журнала «За рулем» и Минтранса России.
Октябрь. Гонки Формулы-1 обретают российскую прописку. Краснодарский край заключил соглашение с организаторами Формулы на проведение Гран-при России в Сочи. Хозяин Формулы-1 Берни Экклстоун предлагает провести первый этап соревнований уже осенью 2014 года.
Ноябрь. Отменен контроль за состоянием здоровья водителей при техосмотре.
Подведем итог.
- Программа утилизации старых авто – плюс.
- Авторынок вновь начал расти – плюс.
- Запуск двух автозаводов в Калуге и Санкт-Петербург – два плюса.
- Возрождение дорожных фондов за счет введения акцизов на бензин – плюс условный.
- Запрет пьянства за рулем – плюс (если не принимать во внимание, что и за выпитый квас или кефир можно погореть).
- Таможенный союз – тоже плюс, хотя и небольшой.
- Формула-1 в Сочи – скорее, плюс.
- Новая дорога – большой плюс.
Что в отрицательной части баланса? Повышение акцизов на бензин.
Плюсов все-таки больше.
Надеемся и наступающий 2011 год станет не менее богатым на хорошие новости.