Мертвой хваткой
Тормозные колодки появились куда раньше автомобиля и наверняка переживут еще не одно поколение «гибридных», «водородных» и прочих его отпрысков. Более нерационального, вместе с тем эффективного и, заметим, безопасного способа уменьшения кинетической энергии движущегося экипажа еще не придумали. Переводится она в тепло – не только бесполезное, но и вредное, ибо от него и закипание жидкости, приводящее к отказу тормозов, и выход из строя резиновых манжет поршней, и коробление дисков.
Эти проблемы – общие для всех автомобилей, от Ferrari до «Запорожца». Решают их конструкторы по-разному. Вмешивается и третья сила – сам владелец, подбирающий расходники на свой вкус и кошелек. Определить по внешнему виду фрикционные свойства (если речь не идет об откровенной подделке) сможет разве что ясновидящий, да еще если разглядит – в паре с какими дисками будут работать колодки. А вот разобраться в назначении пропилов, выступов, пружинок и накладок, чтобы правильно выбрать и установить колодки, мы попробуем вместе.
На многих современных автомобилях поршни от перегрева защищают специальные пластины из нержавеющей стали. Иногда они приклепаны к основанию колодки (фото 1), иногда надеваются на него, а могут фиксироваться в поршне пружинными выступами. Во многих неоригинальных комплектах колодок этих пластин нет, поэтому позаботимся, чтобы ненароком не выбросить их при замене, – нержавейка работает годами.
Есть и похожие по виду противоскрипные пластины. (В последнее время вместо них используется слой специальной мастики на основании колодки.) Некоторые колодки даже приклеиваются к поршням (фото 2). Уменьшить шум призван и пропил на колодке, «по совместительству» индикатор износа: пропала черточка посередине – пора менять колодки.
Впрочем, есть и настоящие индикаторы. Здесь конструкторская мысль пошла двумя путями. Одна школа (это в основном европейцы) использует электрические датчики. Износилась колодка, замкнулся контакт, зажглась лампочка на панели – поехали в сервис. А на практике вместо вежливого светового предупреждения тормоза нередко напоминали о себе грубым скрежетом, возвещающим о грядущей замене не только износившихся до металла колодок, но и дисков. Такими же отказами грешили и «десяточные» детали. Их провода часто отгнивали, обламывались. Те же проблемы были на иномарках, но сегодня они в прошлом: гибкий провод в двойной изоляции и герметичный разъем победили соль.
Вторая школа (основные ее представители – японцы) с самого начала пошла по надежному пути акустического индикатора. Когда металлическая загогулина, наклепанная на колодку (фото 3), начинает тереться о диск, не услышать это трудно даже за грохотом динамиков – очень уж противный звук. Пластины дешевы, поэтому повсеместно используются и на неоригинале. Правда, индикаторами, как правило, оснащают лишь две колодки из четырех. В этом случае «озвученную» колодку ставят внутрь, так как износ наружной зачастую можно оценить, просто глянув через колесный диск.