Mercedes-Benz Sprinter: Звезды не стареют
В России Mercedes-Benz Sprinter относится к тем автомобилям, которые чаще покупают именно подержанными, а не новыми. Как правило, такие машины изначально дороги, но по ряду причин привлекательны – отсюда и спрос на секонд-хенд. Немецкое качество, родная сборка, престижный бренд… В салоне дилера это удовольствие стоит два миллиона рублей. А не один, что просят, например, за фургон той же грузоподъемности от Peugeot.
За миллион
Подержанный Sprinter можно купить и за миллион, причем в отличном состоянии. На вторичном рынке, включая площадки автохаусов в странах Европы, таких – тысячи предложений. Преобладание в общероссийском парке машин выпуска начала 2000-х годов (см. таблицу данных аналитического агентства «Автостат») говорит как раз о том, что для большей части покупателей новый Sprinter оказался не по карману. Непропорционально много автомобилей первого поколения, то есть образца 1995 года, – следствие традиционного у нас уважения к штутгартской марке. И это видно: воплощая вековую мечту о «мерседесе», его у нас берут любого возраста и в любом состоянии.
К сожалению, статистика не может знать, на ходу ли еще эти ветераны рекордного 1996 года выпуска (их больше всего среди зарегистрированных у нас машин) или уже встали на вечный прикол из-за отсутствия у хозяев денег на запчасти... Что касается разбивки по федеральным округам, то картина соответствует рассредоточению по стране денежной массы. Sprinter посвежее чаще встретишь в центре и на северозападе, а древних экземпляров больше на Кубани и Кавказе.
Модификации
Для коммерческого использования подержанный Sprinter интересен в возрасте от двух до семи лет, то есть относящийся ко второму и третьему поколениям, стартовавшим соответственно в 2000-м и в 2006-м годах. Отличия моделей не только внешние (например, в увеличившихся в высоту фарах), но и в гамме двигателей, интерьере и прочих атрибутах стандартного для многих фирм обновления модели.
Mercedes-Benz Sprinter – автомобиль классической компоновки. Кузов фургонов и автобусов – несущий, с мощным подрамником. В маркировке модификаций первая цифра обозначает округленную полную массу в тоннах, остальные две – округленную мощность двигателя в лошадиных силах, поделенную на 10. Далее могут стоять буквы CDI, указывающие на дизельный двигатель, бензиновые двигатели никак не обозначаются. Буквы NGT в маркирровке – если мотор битопливный, работающий как на метане, так и на бензине. На российский рынок газобаллонники попадают редко, и обычно с голландского рынка, если какому-нибудь перегонщику такой Sprinter чем-либо приглянется.
Определяем сборку
Цельнометаллические фургоны и микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter выпускают на заводе в Дюссельдорфе, а шасси и бортовые модификации – в Людвигсфельде. Причем часть машин оснащают не мерседесовскими, а фольксвагеновскими моторами, другой светотехникой и, украсив «пауком» из букв WV вместо звезды, отправляют партнерам под именем Crafter. Практически каждый Sprinter, попавший на наш рынок, немецкой сборки. Вероятность появления машины с завода в Буэнос-Айресе (Аргентина) ничтожно мала, как и американских версий Dodge Sprinter и Freightliner Sprinter, выпущенных также в Дюссельдорфе и Людвигсфельде, но прошедших «отверточную» сборку на заводе в Южной Каролине.
По VIN-номеру, как и у любого автомобиля марки Mercedes-Benz, сразу определяется заводской номер кузова – трехзначное число на позициях 4, 5 и 6 будет либо от 901 до 905 (Sprinter второго поколения выпуска 2000–2006 годов), либо 906 (третьего поколения образца 2006 года). Цифрой на позиции 11 зашифровано место сборки: Дюссельдорф – 5, Людвигсфельде – 9. Если каким-то чудом в Россию попадет Sprinter аргентинской сборки, вы его сразу же определите по коду WMI, то есть по первым трем знакам VIN-номера – вместо чисто немецких WDB, WD2 или WD5 Аргентина выбивает свои 8AB.
Годы и начинка
Фургоны и микроавтобусы Sprinter второго поколения выпускали в трех вариантах колесной базы: 3000, 3550 и 4025 мм, со стандартной и высокой крышами, а полная масса варьировалась в диапазоне от 2,6 до 4,6 т. В гамме моторов – три варианта четырехцилиндрового дизеля модели ОМ 611 DELA объемом 2,15 л и мощностью 82, 109 или 129 л. с., в зависимости от степени форсировки, а также 2,7-литровый пятицилиндровый ОМ 612 DELA мощностью 156 л. с. Любителям ездить на бензине предлагали 2,3-литровый 143-сильный агрегат модели М111Е. Все моторы с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя верхними распредвалами с цепным приводом, дизели оснащены топливной системой Common Rail и турбонаддувом. Коробка передач – пяти- или шестиступенчатая механическая, с рычагом переключения на консоли панели приборов. Изредка можно встретить машину с роботизированной механической «шестиступкой».
Задний мост – с одноступенчатым гипоидным редуктором, иногда попадаются агрегаты с опционной межколесной блокировкой дифференциала. Задняя зависимая подвеска – на малолистовых рессорах, в независимой передней в качестве упругого элемента применена поперечная одно- или двухлистовая рессора – весьма редкое ныне решение. Тормоза всех колес дисковые, рулевой механизм реечный.
Посвежее и пошустрее
Sprinter образца 2006 года в так называемом 906-м кузове (предшественник был в кузовах с 901-го по 905-й) обрел более широкий перечень модификаций. База подросла во всех трех вариантах – до 3250, 3665 и 4325 мм соответственно, а кроме того, появилась длиннобазная версия с удлиненным задним свесом. Добавился и еще один вариант крыши – сверхвысокий, максимальная вместимость топовой модификации стала 17 м3 вместо 13,3 м3 у фургона второго поколения. Но главное – появилась целая линейка пятитонных модификаций с различными моторами и двускатными задними колесами. Более экономичные дизели моделей OM 646 DE22LA (четырехцилиндровый 2,2-литровый) с четырьмя вариантами мощности от 88 до 150 л. с. и OM 642 DE30LA (3-литровый V6) сменили агрегаты прежней гаммы. Для автобусных версий появилась роскошная 3,5-литровая бензиновая «шестерка», комплектуемая только автоматической гидромеханической КП. На обычных «тружениках» применяют 6-ступенчатую механическую. Из новшеств в передней подвеске – поперечная рессора из стеклопластика: она более надежна, и владельцы машин прежнего поколения охотно ставят ее вместо поломанной стальной.
Мнение
Алексей Тарасов
– Состояние предлагаемых на вторичном рынке автомобилей Mercedes-Benz Sprinter сильно зависит от назначения машины. Грузовые фургоны, как правило, сохраняются лучше автобусов и чаще приезжают к нам на ТО, нежели на ремонт. Малотоннажник престижной марки редко покупают для ежедневных рейсов с полной загрузкой – для этого есть машины попроще. Обычно Sprinter работает в дежурном режиме, оперативно перебрасывая из офиса в офис оргтехнику, мебель и прочие относительно легкие грузы. Причем водителю в этих случаях спешить некуда: давить на газ до упора и бросать педаль сцепления незачем, и он без лишних остановок, притормаживая перед ямами, переезжает из пункта А в пункт Б. Вот почему на фургонах даже с пробегом 100 тыс. км и более мы порой видим родные, по кругу, детали подвески, а моторы пребывают в состоянии, как после обкатки. Другое дело – микроавтобусы-«маршрутки». Там все наоборот, и, осматривая перед покупкой такой Sprinter, следует проверить состояние наиболее дорогостоящих узлов с особой тщательностью. Весьма полезно провести диагностику двигателя, включая дополнительное тестирование топливной системы и измерение компрессии в цилиндрах. Померить давление стоит около 4500 рублей – не слишком дорого, учитывая, что капремонт мотора обойдется минимум в 120 тысяч. Еще дороже – ремонт топливной системы, если первый хозяин машины вывел ее из строя некачественным топливом. Из-за присутствия в нем воды насос обычно идет вразнос, и образующаяся стружка повреждает прецизионные поверхности деталей системы Common Rail. Признак ухоженной машины – оригинальный топливный фильтр, который заботливый хозяин меняет при каждом ТО. Еще лучше, если установлен дополнительный фильтр-сепаратор, отделяющий топливо от воды. Sprinter из хороших рук можно брать и с большим пробегом – на качественном масле даже в неблагоприятных российских условиях двигатель ходит 400-500 тыс. км. Ремонт же ходовой части интенсивно эксплуатировавшейся машины не столь дорог – как правило, замены требуют шаровые опоры передней подвески и втулки стабилизатора. Но в любом случае ходимость этих деталей на грузовых фургонах Sprinter в два-три раза выше, чем на маршрутных микроавтобусах.
Где купить
Sprinter – массовый немецкий автомобиль, а значит, выбор подержанных машин весьма широк даже в России, не говоря уже про Европу. В первом случае вы экономите время и избегаете бумажной волокиты с таможней, ну а самостоятельная поездка в Германию – это совмещение сразу двух удовольствий: увлекательного «шоп-тура» и гарантии честного километража на одометре купленного автомобиля. Итоговая цена в обоих случаях будет примерно одинаковой – около 800 000 рублей за пятилетний Sprinter с запасом ресурса основных агрегатов порядка 200-300 тыс. км.
Прицениваясь к машинам на европейских сайтах (самый популярный www.mobile.de), сразу забивайте в строку поиска норму токсичности Euro 4, чтобы отсечь менее строгие, с которыми ввозимую в Россию технику не ставят на учет в ГИБДД. К счастью, Sprinter и в начале 2000-х годов выпускали как в исполнении Euro 3, так и Euro 4, и обеих версий в Германии полно. В приемлемом для перевозочного бизнеса состоянии машина будет стоить от 9000 евро, еще 5000 евро вы заплатите за растаможивание, топливо, отель и прочее, что сопутствует самостоятельной поездке.
В России все проще: Sprinter можно купить как в салонах независимых дилеров (у официальных почти не бывает подержанных малотоннажников), так и по частному объявлению в интернете. В салонах стоят автомобили, как правило, пригнанные из Германии – по сути, вас просто избавляют от хлопот с поездкой и таможней, а у частника Sprinter будет, за редким исключением, уже с пробегом по России. Цены машин – в таблицах.
Смотри в оба
Осмотр фургона или микроавтобуса перед покупкой позволит не только скостить цену (если найдете дефекты), но и вообще отказаться от заведомо проблемного варианта. Пристальный взгляд на поверхность кузова (а почему тут краска блестит сильнее, чем в других местах?) и потом уже детальное исследование с завернутым в тряпочку магнитиком поможет обнаружить следы былой аварии. Если она была серьезной, то разумнее за такие же деньги поискать Sprinter с не столь бурным прошлым, ну а косметические последствия мелкой коллизии можно и нужно конвертировать в солидную скидку. На длиннобазной версии с удлиненным задним свесом нелишне осмотреть снизу задние лонжероны – возможно, они погнуты (выпячиваются боковые стенки). Так бывает, когда тяжелый груз, например, полуторатонную паллету, ставят прямо у дверей и потом сходу переезжают «лежачего полицейского». Тут совет только один: сказать хозяину, что про отвислый задок вы в курсе, предложить ему за машину сто тысяч вместо шестисот, после чего развернуться и уйти.
Что касается очагов коррозии в местах повреждения эмали, то их может и не быть вовсе: кузов сварен из двусторонне оцинкованных стальных панелей. Поиск ржавчины и наспех «подмарафеченных» точек обычно имеет место на рынках, то есть если хозяин – профессиональный продавец. Перевозчик же зачастую обходится без лишней возни с машиной и выставляет ее на продажу «как есть».
Вымытый двигатель должен насторожить: возможно, не за горами капремонт. Ведь моторы с большими пробегами начинают потеть маслом при критическом износе поршневой группы и повышении давления в картере из-за прорыва туда отработавших газов. Состояние КП определяем на слух и на ощупь – для этого надо сесть за руль и прокатиться. Никаких посторонних звуков под полом, заеданий рычага при переключениях быть не должно. В противном случае сразу сбивайте цену минимум на 100 тысяч рублей, что стоит ремонт коробки, а еще лучше – на 250 тысяч, чтобы купить новую. Стук на холостом ходу и при трогании с места характерен при выходе из строя двухмассового маховика и вместе с ним ведомого диска сцепления – вполне понятно желание продавца переложить оплату 50 тыс. рублей за замену этих деталей на покупателя.
Гудит что-то сзади? Если тихонько, а тон меняется в поворотах – возможно, «кончился» подшипник ступицы, он не так дорог. А если гул силен, становится громче при разгоне, то есть идет явно от подшипника хвостовика редуктора? Тогда присматриваемся к агрегату внимательнее. Немного темный от масла, но без явных потеков слой грязи на горловине картера – норма, особенно на машинах с пробегом под 200 и более тыс. км. А вот если грязь блестит как антрацит – значит, точно редуктор «на подходе». Ведь люфт в подшипнике обязательно вызывает течь сальника.
Еще один повод поторговаться – обнаружение при осмотре инородной детали: неродная сразу бросится в глаза. Запчасти к иномаркам престижных брендов весьма дороги, даже если в производстве они копеечные, что вызывает естественное желание владельца примастырить сюда что-нибудь от «ГАЗели» или «газона». Например, глушитель от нашей «полуторки» с переваренными патрубками ценой 1000 рублей, то есть адекватной примитивной, сваренной за пять секунд роботом железяке. Тут уж вам решать: тыкнуть ли в самопальную деталь пальцем в порыве возмущения (а где, мол, штатный за 19 тысяч?) или пожать хозяину руку в порыве классовой с ним солидарности.
Мнение
Олег Песочкин
– Первый Mercedes-Benz Sprinter появился в нашем парке в 2002 году. Тогда мы купили несколько подержанных грузовых фургонов и самостоятельно переоборудовали их в 18-местные автобусы для использования в качестве маршрутных такси. По сравнению с «ГАЗелью», для которой сход с линии из-за неисправности – обычное явление, Sprinter, даже с пробегом 300 и более тыс. км, оказался гораздо более надежным. Простои в ремонте минимальны, плюс дополнительные пять пассажирских мест, плюс в полтора раза ниже расходы на топливо – преимущества немецких машин налицо, и с каждым годом их количество в нашем парке росло. На сегодняшний день у нас 110 маршрутных автобусов и 22 грузовых фургона Mercedes-Benz Sprinter. Большая часть – машины 2005-2006 годов выпуска. Самая распространенная модификация – 4-тонная с мотором мощностью 129 л. с., она лучше всего подходит для работы в маршрутном такси. В последнее время закупаем новые 26-местные автобусы – в современном поколении Sprinter оптимален уже в 5-тонной версии со 150-сильным мотором. Как показал восьмилетний опыт, особых проблем в эксплуатации Sprinter не приносит.
Средний пробег двигателя до капремонта составляет около 350 тыс. км, что вполне нормально, учитывая «рваный» ритм движения при пассажирских перевозках и неопытность водителей, – у нас в Коломне на «маршрутках» работают не гастарбайтеры, а в основном местная молодежь. Детали топливной аппаратуры долговечны – надо только заправляться в «правильном» месте и не экономить на фильтрах. Изредка выходят из строя датчики давления топлива в рампе, а на машинах с большими пробегами иногда замены требует насос высокого давления. В целом же Sprinter нас полностью устраивает. При среднегодовом пробеге 60-70 тыс. км затраты на обслуживание и запчасти невелики, а остаточная стоимость списываемых на продажу машин благодаря солидному бренду достаточно высока.