Ретроавтомобили: Все включено
Крыша над головой
Первым элементом комфорта в самодвижущихся экипажах стала жесткая крыша над головой, причем появилась она не сразу – поначалу довольствовались складным верхом.
В 1898 году Луи Рено построил свой первый автомобиль Type A, которым почти сразу же завладела его жена. Больше всего ее огорчали дождь и ветер, от которых не спасал легкий тент. Поэтому следующим автомобилем конструкции Рено стало купе с закрытым 2-местным кузовом. А поскольку автомобиль получился тяжелее на 80 кг, то пришлось еще и увеличить мощность одноцилиндрового двигателя с полутора до двух лошадиных сил. Тогда машина с закрытым кузовом считалась более роскошной и была дороже кабриолета. Назвал его Луи совсем незатейливо – Type B.
С распространением лимузинов в них последовательно обосновались часы, пепельницы, прикуриватели, шторки, зеркала, вазочки для цветов, небольшие бары и столики.
Приобрести эти «теплые и уютные дворцы» могли лишь самые состоятельные. В Delaunay-Belleville SMT, изготовленном парижским кузовным ателье для российского императора Николая II, присутствовали совсем уж экзотические опции вроде откидных ступенек и фонариков на боковых стойках, освещающих пространство при входе и выходе. Автомобиль получился очень высоким, и Николай II со своими 176 см мог спокойно встать в салоне в полный рост. К слову, испанский король Альфонсо XIII и греческий Георг I тоже пользовались лимузинами Delaunay-Belleville, но в гораздо более скромной комплектации.
Ищите женщину...
Простым автовладельцам начала ХХ века такие машины и не снились. Шутка ли, даже стартер появился не сразу. Долгое время основным устройством для запуска мотора служила заводная рукоятка. Необходимость после каждой остановки вылезать из машины и крутить этот самый «кривой стартер», естественно, не радовала шоферов и к тому же была небезопасной. Случай, ставший причиной изобретения стартера, еще одно тому подтверждение.
Однажды американец Байрон Джон Картер, владелец автомобильной компании Cartercar, увидел на обочине заглохший Cadillac и его хозяйку, безуспешно крутившую рукоятку. Как настоящий мужчина, Картер сразу предложил свою помощь. В порыве джентльменства он не проверил угол опережения зажигания – его тогда выставляли специальным рычажком на руле. Мотор взревел, ручка завертелась, выскочила из пазов и сломала Картеру челюсть. С переломом он попал в больницу, развилась гангрена, которая в итоге привела к летальному исходу. Коллега Картера владелец фирмы Cadillac Генри Мартин Лиланд был настолько удручен этим происшествием, что обратился за помощью к изобретателю Чарльзу Кеттерингу из электротехнической компании Delco, который и придумал привычный сегодня электрический стартер. Кстати, Кеттеринг изобрел еще и счетчик денежных купюр, а также самый первый таксометр – в их основе лежал все тот же компактный моторчик. Стартер с 1912 года стали ставить на модели Cadillac, а потом уже и на все остальные автомобили.
Женщина оказалась замешана и в истории с изобретением стеклоочистителя. По легенде, появлением пресловутых «дворников» все владельцы машин обязаны некой чистюле-автомобилистке, обожавшей ездить в любую погоду и негодующей по поводу грязного стекла, видимость через которое оставляла желать лучшего. Дама ничего другого не придумала, как… стеклоочиститель! Инициативу подхватили многочисленные производители комплектующих, и вскоре это полезное устройство можно было легко приобрести в любом месте. Правда, электрическими они стали не сразу – более распространенным вначале был вакуумный аппарат, работающий от разрежения во впускном коллекторе.
Тепло и холодно
Вообще погода была самой главной неприятностью для автомобилистов – полную независимость от ее капризов они обрели лишь во второй половине ХХ века, когда такие устройства, как кондиционер, отопитель салона и обогреватели стекол, достигли своего совершенства. Примерно до 20-х годов температура в салоне автомобиля мало отличалась от температуры снаружи. Поэтому в зимнее время седоки укутывались в меховые шубы. Впрочем, можно было разориться на термический обогреватель, который клали в ноги. Подобные устройства выделяли тепло от экзотермической реакции нескольких химических веществ – такой обогреватель изобрела немецкая фирма Geschwa в 1913 году. Но время действия не превышало одного часа – дальше требовалась дозаправка. Некоторые автопроизводители пытались обогревать салоны теплом выхлопных труб, но и эта идея не получила большого распространения.
Привычные ныне отопители, в которых использовался принцип отвода горячей воды из системы охлаждения двигателя и подача его по специальным патрубкам в салон, появились лишь в начале 30-х годов.
Причем комплектовались таким устройством только дорогие модели, а повсеместное распространение отопители получили уже в послевоенное время.
Куда сложнее оказался путь кондиционера. На машинах это устройство появилось в 40-х – фирма Kelvinator Company установила его на автомобиле Cadillac. Поначалу оно стало атрибутом специфических транспортных средств, таких как бронированные лимузины Packard Twelve американского президента Рузвельта и советского генсека Сталина. Массовое распространение устройства пришлось на эпоху американского аэростиля 50–60-х годов – тогда автомобиль без кондиционера считался вроде как неполноценным.
Музыка в дорогу
Довольно долго и водителя, и пассажиров во время поездки развлекал лишь шум мотора. Ни о каком использовании граммофонов речи быть не могло – из-за тряски игла просто-напросто сбивалась с дорожек, поэтому насладиться музыкой можно было только во время остановок. Даже радио пришло в автомобиль не сразу, а только в 1930 году, когда американская компания Galvin Corporation представила первый в мире полноценный автомобильный радиоприемник Motorola 5T71. Стоила модель 5T71 от 100 до 130 долларов – внушительная сумма по тем временам, учитывая, что новенький Cadillac продавался тогда за полторы тысячи. В Европе первенство в этом направлении принадлежало фирме Bosch: в 1932 году поступил в продажу автомобильный радиоприемник Blaupunkt Autosuper 5, или сокращенно AS5. Он весил около 12 кг, монтировался под приборной панелью и оснащался кабельным пультом дистанционного управления. Стоил AS5 целых 365 рейхсмарок – в Германии тех лет это равнялось нескольким среднемесячным зарплатам, так что и он был предметом роскоши.
Радио прочно обосновалось в массовых автомобилях только в послевоенные годы. Та же фирма Blaupunkt уже в 1950 году предложила модель для VW Beetle. Постепенно автомобильное радио стало превращаться в распространенную опцию, совершенствуясь год от года: в 1952-м появился FM-диапазон, а в 1954-м – устройство автоматического поиска радиостанций, а еще три года спустя и первые модели на транзисторах. Систему Compact Cassette впервые предложила фирма Philips в 1964 году. Что же до популярных ныне CD-плееров, и их уже можно признать историей – все та же фирма Blaupunkt начала их производство еще в 1985 году.
На связи
Связь с внешним миром тоже совершенствовалась. Германский кайзер Вильгельм и Папа Римский Пий в своих машинах могли воспользоваться семафорным телеграфом для отдачи команд шоферу.
В 20–30-е годы во многих пассажирских отделениях лимузинов устанавливались дублирующие спидометры, а приборная доска спорткабриолета Horch 853 в 1935 году щеголяла такой полезной для открытой машины вещью, как барометр. Некоторые варианты Horch 853 по спецзаказу получали и электростеклоподъемники.
С развитием радиосвязи в автомобиле появился и телефон. Первоначально телефонная связь в машине была исключительно привилегией лидеров государств. В авто простых граждан радиотелефоны появились в 1946 году – первенство здесь принадлежит американцам, а европейцы освоили подобные устройства только в начале 60-х. В следующем десятилетии появились декодеры дорожных сообщений, извещавших водителя о пробках и заторах. Навигаторы пришли в автомобили из армии – это случилось еще в 80-е годы, а сегодня это уже неотъемлемый аксессуар. Что из нынешних диковинок в будущем станет полноценным элементом оборудования – покажет время.