Автосборке затянули гайки
Ход конем
Удачный для автокомпаний 2010 год заканчивается крупным скандалом. Еще осенью правительство России подготовило два проекта более жестких условий промсборки иномарок в России. Теперь чиновники Минпромторга и Минэкономразвития утвердили финальный документ, по которому будут работать иностранцы.
Новые установки Минпромторга касаются пяти важных требований:
Важная оговорка: эти условия не обязательны для немедленного исполнения. Действующие контракты правительство разрывать не будет и даже согласно перезаключить их - но не больше, чем до 2020 года. Однако если через девять лет сборщики захотят по-прежнему пользоваться льготной таможней и собирать машины в России, то придется выполнять новые требования.
Бизнес по-русски
Власти не скрывают, что таким образом рассчитывают построить новый российский автосектор с современными технологиями. И по расчетам чиновников, у зарубежных партнеров есть все возможности без ущерба для себя поделиться опытом и нарастить мощности.
Со своей стороны правительство готово по-прежнему подогревать рынок субсидированными автокредитами и утилизационными премиями: все равно большая часть этих денег уходит в наш родной автопром. Аналитики не предвещают из-за этого автомобильного бума, но их ожидания оптимистичны. По прогнозам консалтингового агентства Ernst&Young, в 2011 году будет продано 3 млн новых автомобилей.
Автокомпаниям грозит перепроизводство
Представители бизнеса уверяют, что они не знают, как каждый сборщик может продавать 300 тысяч машин в год. Дело в том, что у нас конкуренция весьма высока по сравнению с другими странами развивающегося мира. К примеру, доля на российском рынке такого гиганта, как General Motors, не превышает 8%. Для сравнения: в Бразилии (которая входит в четверку БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай) американский концерн покрывает до 25 процентов рынка.
«Основной вопрос, который мы себе сейчас задаем - сможет ли российский рынок переварить такое количество автомобилей», – пояснил интернет-порталу «За рулем» Джим Бовензи, управляющий директор General Motors в России и СНГ.
По его словам, ряд новых требований корпорация уже выполнила, остальные пока изучаются. «Восемь лет – это очень большой срок, все еще может измениться», - заключил Бовензи.
Впрочем, как бы ни сопротивлялись автоконцерны, им придется принять новые правила игры. Взаимные обиды и резкие выражения - лишь инструмент для торга.
Компании отказываются от «бракованных» поставщиков
Иностранцы изо всех сил сопротивляются обозначенному переделу промсборки. Концерн Volkswagen наиболее жестко критикует идею чиновников. Более всего немцев не устраивает соотношение "цена/качество": расходы на производство компонентов в России несравнимо выше, чем в других странах, а качество работы - ниже.
Концерн Volkswagen проверил 191 компанию из России на предмет соответствия своим стандартам. Выяснилось, что требованиям марки соответствуют только 42 поставщика! Российская прокатная листовая сталь не годится для моделей фирмы. Из семи наших поставщиков пластмассы продукция только одного пригодна для высокотехнологичного производства.
«Российские компонентщики хотят быстро заработать большие деньги, поэтому они не конкурентоспособны», - разъяснил Дитмар Корцеква, генеральный директор Volkswagen Group Rus. Аналогичного мнения придерживается Дидье Альтон директор альянса PSA в России.
Из-за таких «партнеров» иностранцы не готовы доводить уровень локализации деталей до 40 процентов. Производители перекладывают ответственность за плохих компонентщиков на правительство России. Чиновники, в свою очередь, предлагают компаниям самим развивать потенциал российских поставщиков.
Корцеква и Альтон подвергли критике также российскую рабочую силу. По их словам, рабочих рук просто не хватает, а у существующих кадров низкая квалификация.
За всеми этими разговорами вырисовывается очевидная картина. Западные производители, даже работая в России, хотят покупать компоненты у западных же поставщиков. Российские же власти силой закона заставляют их за свой счет растить наш автопром.
Позиция премьер-министра Владимира Путина во всем этом деле достаточно жесткая: у России должен быть свой автопром. Чиновники различных ведомств с переменным успехом лишь воплощают эту идею в жизнь.