Химики
До этого зимнюю Москву в течение семи лет посыпали технической солью. Она, как известно, разъедает не только кузова автомобилей, но и линии электропередач. В 1998 году с подачи некоторых депутатов Московской городской думы начался процесс по отказу от использования соли. Но переходить к современным химическим реагентам они предполагали постепенно: тянули время для проверки составов – мало ли, как оно скажется на наших дорогах... Финансы тоже не способствовали резким движениям: тонна соли стоит 400 рублей, а хлористого кальция (самого популярного реагента) - 1500. Кроме того, соли требуется 320 тысяч тонн, а нового химиката - более 500. А техника! Нужны же специальные распылители, автобазы. В итоге разжижение льда обходится в 10 млрд. рублей вместо двух. Задумаешься!
Между прочим, власти отлукавили и от другой необходимости – проводить подробную экспертизу. Влияние реагента на почву и деревья худо-бедно определили, а какое действие оказывается на людей (органы дыхания, кожу), животных, бетон, асфальт, металл - никто и не помыслил изучать. Не было на тот момент и документа с результатами исследования сцепления колеса с дорогой, обработанной реагентами, да при различных температурах. Вот и получили результат - скользкую пленку на дорогах. В итоге пострадали автомобилисты.
До начала эксперимента мэру Лужкову предлагали не отказываться полностью от соли. Но большинство столичных чиновников были за то, чтобы соль не применялась совсем. Да и сам градоначальник был категоричен: «Соли быть не должно!». И пошло-поехало, точнее посыпалось и полилось на наши дороги.
Все перепугались, бросились к химикам и прочим экологам. Тут и выяснилось, что в первых неудачах виноват совсем не реагент, а коммунальщики, которые просто не умели обращаться с составами. А нужны, как всегда, точность и предвиденье, то есть соблюдение пропорций и сотрудничество с Мосгидрометом. Есть прогноз о заморозках, значит льем жидкий реагент. Попав на асфальт, он существенно понижает температуру замерзания водяной пленки. И дорожное полотно остается влажным, что, согласитесь, лучше гололеда. Но тут важно не переборщить (смотри выше). Лишняя жидкость на дороге ни к чему – ухудшится сцепление шин с дорогой.
Гранулированный химикат надо сыпать постфактум, то есть прямо на снег и ледяную корку. Гранулы начинают активно плавить лед и снег. Работает реактив несколько часов. Быстро просочившись до асфальта, он образует рассол, разрушая связь льда с дорогой. А дальше уже дело машин или пешеходов, которые превратят все это в кашу.
Будем надеяться, что к четвертой зиме дорожники хорошенько освоят новые технологии снеготаяния, а предыдущие спишем на эксперимент.
P.S. Ходили слухи, что улицы в этом году будут обрабатывать химикатом на основе муравьиной кислоты. Но столичные власти заявили категорично, что никаких муравьев они беспокоить не станут. На дорогах будет все тот же хлористый кальций, модифицированный.