По маршруту ралли «Шелковый путь»
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЛЛИ. Ралли-рейд «Шелковый путь» проводится в России второй раз. И второй раз – без мотоциклов. Да, гонка относится к серии Дакар и по дистанции составляет его половину; да, в числе организаторов бригада судей и технических специалистов, работающих в том числе и на знаменитом ралли-марафоне (с российской стороны им занимаются представители спортивной команды «КАМАЗ-мастер»). Однако организовывать мотомарафон весьма хлопотно: два колеса создают куда больше сложностей устроителям гонок, чем четыре. Потому – увы! А ведь то, что стало легендой и чему имя Дакар, начиналось с мотоциклов. Отец-основатель легендарной гонки Тьери Сабин был прежде всего мотоциклистом, который потерялся в африканских песках, где ему и снизошло озарение создать великий ралли-марафон. Создав его, он обессмертил свое имя в сердцах сотен тысяч единомышленников и оставил последователям успешный бизнес. В Дакар, конечно же, поехали и машинки, но, несмотря ни на что, мотоциклистов там по-прежнему больше, как и просто мечтающих туда попасть. Ведь только настоящие смельчаки и фанаты мото могут в одиночку бросить вызов пустыне.
Но вернемся в Россию. Первое ралли «Шелковый путь» (Silkway Rally Dakar Series) состоялось в прошлом году по маршруту Казань – Ашхабад. Мне довелось его обозревать в форм-факторе «пельменя» (это когда тебя возят на самолете, кормят, поят и т.д.). Категорически неинтересно. Полностью окунуться в суть гонки можно только через дорогу и трудности, пыль, грязь, холод, жару, сквозь солнце и небо – все то, что ждет и самих гонщиков. Пройдя ряд согласований, я получил окончательное «да», чему был несказанно рад, – став первым и единственным на сегодняшний день мотожурналистом, оказавшимся на этой гонке. И вот холодным сентябрьским утром я был готов тронуться в путь. Взгромоздившись на снаряженный KTM 950 Adventure, я настолько увлекся осенней пасторалью, что, к своему позору, завалился на бок, первый раз за сезон, в котором успел намотать на колеса почти 15 000 км. Слава Богу, до возвращения в Москву это падение так и осталось единственным – сумел-таки адаптироваться к тяжеленной поклаже, непривычно поднявшей центр тяжести мота.
МОТОЦИКЛ. Снаряжение мотоцикла в дальнюю дорогу – целый процесс. Чтобы увести с собой весь необходимый багаж, я использовал три алюминиевых кофра Тouratech и непромокаемый баул той же компании. В связи с установкой перемотки для роудбука от сумки на бак отказался. ТерраТрип использовал штатный, что на приборной панели KTM. Для этого достаточно купить фирменный переключатель KTM, и появляется возможность подводить одометр. Ни один другой мотоцикл не обладает подобной функцией. Шины Heidenau зарекомендовали себя как долгоиграющая и универсальная модель, показав износ 40% на заднем колесе после 8000 км пробега. Камеры использовал самые толстые – 4 мм. Для облегчения мотоцикла была установлена выпускная система Remus 2-1 (минус 8 кг и место для дополнительного бензобака на 10 литров вместо левой «банки»). К сожалению, бак доставили только к моменту написания этого материала, и острые ощущения «дотяну до заправки или нет» периодически возникали. Зато в следующем году запас топлива будет 32 литра!
ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКИП. Палатка – твой дом в ралли-рейде, поэтому к ее выбору стоит подходить ответственно. У мотоциклистов наиболее популярными являются самораскладывающиеся палатки фирмы «Кечуа». Раскрывается она мгновенно, а вот чтобы собрать ее обратно в плоский блин диаметром 50 см, нужно немного потренироваться. Огромным плюсом является ее цена – 900 рублей в «Декатлоне». Очень удобная штука – но если твой багаж кто-то везет. Я же не рассчитывал на постороннюю помощь и взял с собой компактную «Алексику», собирающуюся довольно быстро и занимающую мало места. Спальник и коврик – без них выживать также непросто – все те же «Кечуа», очень удобная модель, где спальник интегрирован с самонадувающимся ковриком. Мотоциклетной экипировкой стала куртка KTM Rally – удобная, много карманов, есть возможность надевать с ней защиту шеи. Шлем Arai Tour-Х подкупает возможностью использовать его как с обычным забралом, так и с кроссовыми очками. Мотоботы Sidi Canyon – удобные, непромокаемые, теплые. Мотоперчатки Racer я использовал в жаркую погоду, когда становилось холодно, надевал неопреновые Yamaha Cold Cross. Передвигаться по бивуаку в мотоциклетной экипировке не очень удобно, и моей одеждой стали пара футболок Alpha, бундесверовское термобелье Force’Age и штаны Tru-Spec, легко превращающиеся в шорты, и с огромным количеством карманов в нужных местах. Весь этот скарб, включая инструмент, разместился в боковых кофрах, задний был занят сумкой с фотоаппаратом и видеокамерой. Также мне удалось разместить в багаже кофеварку, кофе и газовую горелку с баллоном.
В ПИТЕР. По дороге в Санкт-Петербург светило солнце, но было так холодно, что пришлось включить электрожилет! Вечерний Питер завораживал строгой осенней красотой, тонко подчеркнутой подсветкой архитектурных изысков. Почему-то сразу подумалось, что все, на что ложится взгляд, было создано до 17-го года, а остальное отталкивает своей холодной неуютной бессмысленностью. Штаб гонки располагался на Васильевском острове, в гостинице «Прибалтийская», там предстояло пройти все административные проверки и получить дорожные книги. Все эти процедуры – на пару дней, а потом – торжественный старт с Дворцовой площади.
ДРАЙВ. В ралли-рейде график работы журналиста, передвигающегося автономно, близок к гоночному. Подъем – между 3 и 5 часами утра, бодрящий завтрак – и на старт. Нужно успеть к одной, а то и к двум точкам маршрута до того момента, как там окажется весь пелетон гонки. Для этого необходимо проехать не менее 200–300 км до каждой такой точки. Прибыв в назначенный пункт, расчехляю фотокамеру и, уворачиваясь от стремительно несущихся машин, делаю 2-3 резких снимка. Вам это кажется просто?! Отнюдь – ведь нужно не заблудиться, не повредить мотоцикл, не пробить колесо… Практически как у гонщика, только ты едешь один, и специальной поддержки нет. Особенно сильно об этом задумываешься, забравшись километров на 100 в степь, где нет ни людей, ни машин, только ты и пение птиц в звенящей бездонности неба.
АЭРОДРОМЫ. Жизнь райдера между дорожными и внедорожными этапами происходит на бивуаках, которые располагаются на аэродромах; штаб, судьи, врачи, системы связи и безопасности перемещаются только авиатранспортом – иначе не успеть. Нашу гонку обслуживало 6 самолетов и 6 вертолетов. Остальные службы, обеспечивающие дозаправку и питание с «бытом», едут по земле. На бивуаках нас кормили организаторы, и очень хорошо, но по возвращении все знакомые заметили, что я осунулся. Тому виной – свежий воздух и здоровый образ жизни, несмотря на вечернюю банку пива, входящую в рацион. За ужином обычно следует брифинг, где руководители гонки поздравляют всех добравшихся и рассказывают о том, что предстоит завтра. Для штурманов это важный момент, так как после брифинга сообщается об изменениях в дорожной книге. И они с помощью ножниц и скотча, как заправские хирурги, вживляют в нее новые листочки и только потом, вооружившись фломастерами и ручками, начинают доводить до совершенства путеводный папирус. В это же время их машинами занимаются механики, всю ночь напролет визжа болгарками, слепя сваркой и под утро газуя в пол прямоточными глушителями.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. Благополучно прибыв на очередной бивуак после его поисков в легенде в окончательно измученном и запыленном виде, нужно вести себя бодрячком, как Индиана Джонс, чтобы коллеги не заподозрили тебя в душевной и физической слабости. После таких бытовых действ, как постановка собственного лагеря в виде микроскопических размеров палатки, в которую с трудом помещается и тут же засыпает собственное тело, необходимо написать пару строк в интернет, обработать фотографии и поболтать с коллегами на предмет, кто где был и что видел, не упустив при этом пары новостей, о которых ты знать не знал. Совершив небольшую вылазку в сеть, нужно поведать об этом общественности и друзьям на своем микроблоге и твиттере. После чего с осознанием сделанного дела можно предаться бытовым радостям, например посетить душ – на «Шелковом пути» он располагался в большой армейской палатке, работал каждый день, и даже с горячей водой, а это настоящее блаженство. Затем заглянуть в великолепный шатер-столовую, где тебе всегда рады и никогда не кончается вкусная еда.
Хорошо, что мой KTM не ломался и уход за ним сводился к протирке фары, смазке цепи и заправке очередного рулона дорожной книги в перемотку. После этого оставалось распахнуть нейлоновую дверь палатки и до утра провалиться в объятия Морфея. Уже со второй ночи окружающий шум не мешал спать. Подъем и выход в свет или во тьму утра всегда отличался более яркими и запоминающимися ощущениями, особенно если за нейлоновым бортом + 6 0С и туман с дождем, на часах всего 3 утра, а на колеса предстоит намотать километров 700, а то и больше. Но к концу гонки ко всему привыкаешь. Жить и работать в режиме ралли-рейда становится нормальным и очевидным, голова освобождается от ненужных мыслей и становится просто хорошо так жить: утром садиться в седло своего мотоцикла и ехать, пока не закончится день.
ГОНКА. Безусловно, она была яркой и насыщенной событиями; например, когда Дон Карлос (Карлос Сайнц, пилот Raсе Touareg) проигрывал Борису Гадасину (частный пилот, команда G-Force) на первых этапах, которые были в лучших традициях российской раллийной географии – лес и колея. Или когда король пустыни катарец Насер аль Атия, имеющий колоссальный опыт езды в песках, застрял и копался в Астраханских барханах, или неожиданная победа Эдуарда Николаева, молодого пилота «КАМАЗ-мастер» над опытнейшими старшими товарищами по команде Чагиным и Кабировым… В голове остается самое яркое и значимое, о чем потом вспоминаешь много лет, перебирая фотографии и смотря фильмы, и чем хочется поделиться с друзьям и всеми пережившими эти же впечатления.
МЕДИЦИНА. Врачи на гонке имеют огромный опыт в области спортивной медицины, травматологии и реанимации. Они каждый год работают на Дакаре и на мой вопрос: «Много ли работы на Шелковом пути?» – ответили, что ее практически нет, так как нет мотогонщиков. Но мне все же пришлось обратиться к ним за помощью. Они заботливо размяли окончательно окаменевшие мышцы воротниковой зоны и спины и дали лекарство – для снятия мышечного гипертонуса и обезболивающее.
Километры пути по российским дорогам – какие они? Да вы всё про них знаете и без меня, они для больших спицованных колес KTM. Только с честным 21 дюймом впереди, обутым в Heidenau K60, можно чувствовать уверенность, что доедешь, куда собрался. Ямы с «полведра», возникающие из ниоткуда, ничто другое не переварит. Продвигаясь по западной части России на участке между Вязьмой и Липецком, можно значительно сократить расстояние, если идти по лесным грунтовкам и гравийным дорогам. Шоссейным мотоциклам путь туда заказан, а ехать по лесу веселее, чем по разбитому асфальту. Но эта часть России – все же обычная средняя полоса с грустными деревеньками и домами под рубероидно-проваленными крышами среди лесов и болот. После Липецка и до Калмыкии начинаются степи – бездонно звенящее небо на рассвете и стелющиеся травы – это целая вселенная. Такие просторы и есть суть ралли-рейда, нужно уметь читать степь, по которой можно двигаться в любом направлении, но найти надо свое, верное. Всё как в жизни: кто-то едет по колее куда выведет, а кто-то сам определяет свой путь.
Финиш – и снова в путь!
НАВИГАЦИЯ. Основным источником информации по маршруту является дорожная книга. В автомобиле ее читает штурман и командует пилоту, куда ехать и где тормозить. Мотоциклист всегда один, он, как многорукий Шива, должен делать все сам, в том числе и быть штурманом. Моя дорожная книга каждый день заботливо заряжалась в специальную коробочку на руле. Управлять ей просто: нажал кнопочку – страничка перематывается, и так пока не закончится. Перемотку я устанавливал на мотоцикл сам, предварительно разработав собственную систему крепления с помощью универсальных кронштейнов RAM, – получилось очень удобно. А вот с легендой вышла накладка. Ее выдали в формате А4, роудбуки же рассчитаны на размер A5. Из положения вышел просто: найдя копировальный центр в Питере, перевел А4 в А5 и склеил все странички в 6 рулонов – по одному на каждый день гонки.
Вот и всё. Гонка финишировала… Высохли брызги шампанского, закончились приветственные речи. Тебя ждет холодная Москва, работа, друзья и нескончаемая вереница дел. Хотел остаться в Красной Поляне на пару дней, отоспаться за всю гонку, но утром как подбросило – без будильника, без треска генераторов, без рева прогреваемых моторов.
Мой обратный путь лежал через благодатный Крым. Но планы добраться туда за день разбились о бесконечную пробку из машин, покидающих пленительный берег, чтобы вернуться в родные станицы Краснодарского края. Пробки на горных серпантинах порой непреодолимы даже для мотоциклиста: не везде есть обочина, но везде есть непрерывная сплошная. Прыжки через сплошную закончились выпадом тореро с мулетой в сторону оранжевого быка. Останавливаться не стал – догонят, будем договариваться, тем более что выпад был практически в бок, и я его мог и не видеть. Через пару километров сзади замаячила машина с мигалками. Неужели погоня?! Ах, как романтично и интригующе. Но ангел-хранитель в этот день был где-то рядом, и машина, обогнав меня, унеслась в неведомую даль. На ближайшем посту тоже не остановили, очевидно, я показался слишком мелкой добычей. Вот так я толкался среди местных автоджигитов, большинство которых, дай Бог им удачи, отодвигали лакированные бока своих «Жигулей» и даже «Тойот», когда я подкатывал к ним сзади. Остановился в Анапе. Так себе городок, в первом же отеле встретили приветливо, но сказали, что на одну ночь лучше остановиться в соседнем, он дешевле. Удивительно: через неделю-другую половина из них закроется на зимнюю спячку, но и сейчас скидок для случайных клиентов не предусмотрено.
ОСТРОВ КРЫМ. Утром оставалось 130 км до порта Кавказ, откуда на пароме предстояло пересечь Керченский пролив и продолжить свой путь по Крыму. До порта дошел довольно быстро, так как выспался на мягкой кровати (кстати, первые 2 дня, когда просыпался, интуитивно искал глазами стенки палатки и удивлялся, почему потолок так далеко). Очередь на паром традиционно объехал, чему никто не возмущался – более того, работник порта одобрительно меня поддержал, сказав, что именно так и надо делать, таможенные процедуры с российской стороны прошли быстро, ничего заполнять не пришлось. На пароме нам заполнили миграционные карты за 50 рублей, что можно сделать и самостоятельно. Но на украинской стороне этим остались недовольны. У нас забрали паспорта и мучительно долго что-то с ними делали, затем вернули и отправили на все четыре стороны. В очереди на паром познакомился с Сергеем из Геленджика, который на своем «Электра Глайде» шел в Судак, где его ждали друзья. До Судака прохватили вместе, на крымских прямиках ему на «Харли» приходилось сбрасывать из-за неровностей, которые я на своем KTM даже не замечал.
В Судаке остановились пообедать, и я подъехал к ресторанчику, который по улице дальше «Байк Паба». Минут через пять прибежал охранник и стал требовать, чтобы я убрал мотоцикл, так как это частная охраняемая территория. Мои аргументы, что там нет никаких запрещающих стоянку знаков и даже простой таблички «частная территория», он парировал незатейливой, но неожиданной формулировкой «здесь знак – это я». После долгих пререканий мне удалось дожевать жареный пеленгас и ретироваться с Х-территории.
До Ялты докатил без приключений, любуясь красотами Крымских гор и получая полное моральное удовлетворение от сотен пройденных поворотов. Там меня и застал звонок от моего друга Романа: «Володь, а может, на крайний юг Чили в ноябре?» Два мотоцикла, два райдера, утром Cono Sur Chardonnay и вид океана с летящими пеликанами и кипящим прибоем, а вечером у подножья Анд Cono Sur Cabernet Sauvignon и заснеженные вершины как на ладони. Что может быть лучше в этой жизни для мотоциклиста… Надо ехать. А сейчас – несколько дней заслуженного отдыха в Ялте с родными и 1600 км трассы Ялта – Москва. Вот только первые три дня после ралли, просыпаясь, я невольно вздрагивал, не видя над собой столь знакомого рисунка потолка палатки…
НЕ МОТОГАДЖЕТЫ. Теперь они нас окружают всюду. И жизни без них нет. Самыми необходимыми в поездке были налобный фонарик Petzl, ноутбук Asus, фотокамера Canon Eos7D, экстрим-видеокамера Sanio, Ipod, чтобы не грустить, гарнитура Scala Rider G4, чтобы можно было поговорить по телефону в седле и послушать милую болтовню GPS-навигатора Zumo660, который периодически «глючил» от сырости.
Маршрут | Москва-С.-Петербург-Красная Поляна-Керчь-Ялта-Москва. |
Пробег | 7650 км, из них 5000 км ралли. |
Техника | Мотоцикл KTM 950 Adventure 2005 г.в. |
Проживание | Палатка, спальник, коврик: 12 500 руб. |
Питание | За счет организаторов. |
Бюджет | Стартовый взнос (для журналистов): 300€.Доп. оборудование (навигатор, гарнитура, крепление роадбука, шины, камеры): 55 500 руб. + 500€.Масло и фильтры: 11 500 руб. |
Благодарю компании BikeLand, Force'Age, Heidenau, Racer, ScalaRider за поддержку проекта, Якова Мехтиева и команду Renat Trans за техническую поддержку в пути, а также информационных партнеров – motonews.ru и журнал Off-Road-Drive.