Авто + автомеханика 2004: дают - берем
Ровно два года назад в Санкт-Петербурге выдался по-настоящему представительный осенний салон – сказались факты присутствия там большинства зарубежных представительств и число российских премьер. Мы тогда подумали: так дальше пойдет, глядишь, ежегодная выставка «Авто + автомеханика» не только окончательно перетянет флаг значимости у местного дилерского «Мира автомобиля», что проходит весной, но посягнет и на приоритет московских «международных МИМСов». В нынешнем году августовское столичное «шоу» едва тянуло на комическое. Посему взоры вновь обратились к северной столице. Поползли слухи о делегации гостей с подиумов Парижского автосалона... Еще бы, ведь за два года российский рынок иномарок забурлил и вспенился! Коммерческий грех не покидать в этот котел свежих продуктов. Побольше да побыстрее, пока дело кипит.
Сейчас очевидно, что зарубежные представительства перестают ориентироваться на центр, забитый машинами под пробки, и выбираются в регионы. Отечественные заводы меняют ориентации, и спрогнозировать их действия точно пока невозможно. Увы, бурление авторынка до сих пор отдает сиюминутностью, четких перспектив нет.
Хотя этой осенью созрели многие привлекательные посылы.
Когда появится Lada Priora? Сколько будет стоить крупносерийный UAZ Simbir? Что сделает GAZ из Volga... тьфу, ГАЗ из «Волги» в 2006 году? Исконно российские производители бормочут что-то неразборчивое. Типа рано еще. Но покупатели, опасаясь резких изменений в экономике, ждать не хотят. Им нужны хорошие машины, пока дают и есть возможность брать.
Неудивительно, что в последнее время чаще слышим другие «латинские» вопросы. Как сложится судьба Renault Logan? Когда во Всеволожске запустят Ford Foсus II? Построит ли в России свой завод Toyota? А Nissan? Не прекратится ли с освоением в Калининграде Kia Sportage New сборка привычного Sportage? Это ведь тоже наполовину российские производители! Которые дают.
Настроение в поддержку иномарок витало и над стендами «Авто + автомеханики». Премьеры были и весьма неожиданные, правда, не приехала половина фирм, феерии не случилось, паломничества тоже. Зато мы отметили: посетители по большей части интересовались практической стороной. Очень хорошо, значит... Ну вы понимаете (боимся сглазить). Зарубежные производители норовят просчитать наши предпочтения даже раньше, чем они появляются, – вплоть до тонких ломтиков-сегментов. Машины стараются предлагать по способностям, по адресу, а иные предложения опережают спрос.
В первый день на территории выставочного комплекса «Ленэкспо» мы повстречали знакомых сотрудников представительств, которые приехали... разведать обстановку и прикинуть планы на следующий год. Да, за наше внимание еще повоюют. И мы можем повыбирать, поприкидывать впрок. Это интересно. Катится очередная волна новинок, что важно – среди них вновь окажутся автомобили со свежим российским гражданством.
«Авто + автомеханика» позволила подробно разглядеть все премьеры.
В роли отечественных выступили Chevrolet.
General Motors
Главную новинку выставки запустили «Генеральные моторы», и мы не удивились. Уже привыкли к завидному энтузиазму, с которым российское представительство GM продвигает пять брендов – Opel, Saab, Cadillac, Hummer и Chevrolet. Немецкие машины сыплются как из рога изобилия: новые модели, модификации, моторы, кузова, едва успеваем знакомиться... «Шведы» представлены всего тремя моделями, но получили мощную поддержку 5-летней гарантийной программы Saab Total Care и героически отмотали прошлой осенью 24-часовой российский марафон на выносливость. Новое поколение Caddy вырулило с экрана «Матрицы» и запомнилось неодизайном. Hummer H2 стал самой необычной «российской иномаркой».
Наибольшую популярность, как минимум в умах, завоевал крестик шеви-эмблемы, который прочно ассоциируется с продукцией тольяттинского СП. Без лишнего шума с середины осени в игру включился «Автотор», где начали собирать Tahoe и TrailBlazer. Бренд Chevrolet, словно многорукий Шива, потянулся и в другие привлекательные ниши. На питерском стенде фирма разложила сразу четыре модели Chevrolet. (Мы сказали неправду – удивились, разумеется.)
«Запомните, Карл Маркс и Фридрих Энгельс не муж и жена, а четыре отдельных человека». Запомните, Aveo, Lacetti, Evanda и Rezzo. Вообще-то они урожденные Daewoo, которые концерн GM выпустил на европейский рынок под маркой Chevrolet. Дабы избежать путаницы, не будем упоминать оригинальных имен (а существуют еще и производные для рынка США). Все равно ни на что, кроме Chevrolet, они в России не откликнутся.
Речь идет об условном секторе доступных автомобилей. То есть, несмотря на отношение новинок к разным классам, их продавцы будут упирать на общее – доступную цену при добротном качестве. Оно корейское – там и производят машины. В России их начнут реализовывать через специально созданную сеть дилеров. Однако уже на выставке автомобили окружила плотная толпа.
Chevrolet Aveo. Представитель класса B появился в 2002 году, нарисованный мастерами итальянского ателье ItalDesign. Его предлагают с кузовами хэтчбек и седан. Aveo заявлен как самый высокий (1495 мм) и длиннобазный (2480 мм) среди конкурентов. Сотрудники GM полагают, что хэтчбеки осядут преимущественно в городах, а на седан возлагают более «универсальные» надежды. Как-никак это нежно любимый в России тип кузова. Аveo оснащают мотором 1.2 (72 л.с.) и двумя 1.4 (83 и 94 л.с.). С последним, 16-клапанным, можно заказать автоматическую коробку. Доступны три комплектации – S, SE и SX. Цены на хэтчбек начинаются от $9900 за версию с мотором 1.2, седан стартует с мотором 1.4 от $10 725.
CHEVROLET Lacetti. Гольф-класс. Его предлагают с кузовами хэтчбек (начало 2004-го), седан (конец 2003-го) и универсал (середина 2004-го). Итальянцы опять приложили руку: над хэтчбеком работали в бюро Giorgetto Giugiaro, седан вычерчивали в студии Pininfarina.
Lacetti оснащают моторами 1.4 (94 л.с.) и 1.6 (109 л.с.). Автоматическая коробка предусмотрена для 1.6. Доступны комплектации SE, SX, CDX. Минимальная цена у хэтчбека 1.4 – $13 800.
Мотор 1.8 (122 л.с.) не будут поставлять в Россию, чтобы не произошло пересечения с Chevrolet Viva. Очень важное условие заставляет представительство разводить модели. В гамме Lacetti ставку делают на хэтчбек, а не на седан, подчеркивая к тому же более богатое оснащение автомобиля. То есть Viva должна выступить поблизости от отечественных автомобилей, переманить клиентов ВАЗа, а Lacetti схлестнется с импортными одноклассниками.
Мы уже ездили на Lacetti – на Daewoo Lacetti из пробной партии, ввезенной в Россию дистрибьютором Uz-Daewoo. Неплохой автомобиль! Все ждали, когда узбеки наладят сборку и начнут поставки к нам. Но им без объяснений и озвучки планов GM передали лицензию на распространение исключительно в Узбекистане. Вряд ли увидим узбекские Lacetti, но той корейской партией дистрибьюторы, сами не ведая, подготовили нас к Chevrolet. А он дешевле.
Chevrolet Evanda. Седан класса D появился в 1999 году. Очередная работа от Pininfarina. Выбор версий небогат: Evanda доступна в комплектации CDX с двигателем 2.0 (131 л.с.) в сочетании с МКП или АКП. Но оснащение – богатое! Если почти по-максимуму: электроприводы регулировки складывания зеркал, салонное зеркало с автоматическим затемнением, сиденья с электрорегулировками и подогревом, электростеклоподъемники, ГУР, круиз-контроль, климат-контроль, CD-чейнджер на пять дисков, ABS и так далее. Взлететь со всем этим предлагают за $23 700.
CHEVROLET Rezzo. Компакт-вэн 2002 года. К нашим дилерам придет в следующем году. И в единственной комплектации с мотором 1.6 и МКП. Обещанная цена – $16 700.
Мы подробнее распишем цены и комплектации при более близком знакомстве. А пока сообщаем, что на все автомобили распространяется гарантия на 2 года без ограничения пробега и 6-летняя гарантия от сквозной коррозии. Российский пакет подразумевает адаптацию под 92-й бензин, клиренс не меньше 160 мм и полноразмерную запаску. До конца года GM собирается отгрузить 1500 новых Chevrolet, а в следующем – минимум 10 000 (!), из них 2500 Lacetti и 5500 Aveo. Мы поинтересовались, не смутит ли клиентов непривычное сочетание корейского Daewoo и американского Chevrolet. Представители надеются, что интерес к новизне перевесит. Готовьтесь, в середине 2005 года мы увидим еще один Chevrolet. Называется Matiz. Новый.
...Теперь отвлечемся от Chevrolet на универсал Opel Astra Caravan с багажным отсеком, вмещающим «под крышу» 1590 литров. Публика активно грузится по плечи через пятую дверь. Astra нравится и нам! Новенький унаследовал от универсала Vectra Caravan систему FlexOrganizer, которая помогает делить отсек на секции по вкусу. По заказу ставят и сдвижное заднее сиденье. Автомобиль насыщен технофишками: адаптивное шасси, адаптивные фары, система стабилизации прицепа. Его предложат в пяти комплектациях Essentia, Enjoy, Cosmo, Sport и Elegance с любым из трех двигателей: 1.4 (90 л.с.), 1.6 (105 л.с.) и 1.8 (125 л.с.). Цены начинаются от $17 490 – за версию Essentia 1.4 с МКП.
С ноября к мотору 1.6 универсалов и хэтчбеков Astra можно заказывать коробку Easytronic. Тогда же в салонах появится Vectra в исполнении Design Edition по специальной цене.
Натиск не ослабнет и после. В январе начнут поставки хэтчбека и универсала Astra с турбодвигателем 2.0 (170 л.с.). Весной на радость стилягам примчится Opel Tigra TwinTop со складной крышей и заряженная Opel Astra GTC.
Внимание, обещанный парижский гость! Спереди навскидку седан Cadillac STS почти неотличим от CTS. Но имиджевая стезя иная, STS ориентирован прежде всего на пассажира и предлагается с мощными моторами V6 3.6 (255 л.с.) – за $60 900, или V8 4.6 Northstar (320 л.с.) – за $69 900. В медлительности громадину не упрекнуть: «восьмерка» разгоняет седан до сотни за 5,9 секунды! С этим двигателем в стандарте идет подвеска Magnetic Ride Control с настройками на спортивность или комфортабельность. Еще интереснее, что за дополнительные $2300 седан оснастят полноприводной трансмиссией. Что касается «первопроходца» CTS, за год подразделение люксовых брендов GM успело продать 63 экземпляра. Этот driver's car 2005 модельного также обзаведется двигателем V6 3.6, а заодно агрегатом 2.8 (210 л.с.) Они должны разогнать его еще интенсивнее.
«GM–АВТОВАЗ» и АВТОВАЗ
О будущем СП мы начали беседовать еще на стенде GM с представителями Gene-ral Motors Europe. Разговор шел о новой модели «GM – АВТОВАЗ» и планах по развитию ряда Viva. Да, они собираются запустить автомобиль на другой платформе, но пока что продолжают исследовать потенциал рынка. Чего исследовать? – «российские иномарки» берут только так. А, вот оно как – они не хотят, чтобы рынок был перенасыщен Chevrolet и «российские» смешались с импортными. Логично.
Премьер было две, но с одной мы вас уже знакомили – Chevrolet Viva. На пресс-конференции гендиректор СП Джон Милонас обнародовал планы по запуску модификации LS, промежуточной между существующими базовой L и люксовой GLS. Продавать текущие версии начинают с ноября. Точнее, принимать заказы, реальные поставки пойдут сразу после Нового года. Поговорил Милонас и о локализации. Сейчас доля немецких комплектующих у Viva – 95%. К концу года доля отечественного возрастет и составит 15%, а к середине следующего – 45%. На предприятии запустили свой сварочный цех, и с марта СП заработает в три смены...
Вторая премьера – Chevrolet Niva 1.8. Мы сидели на пресс-конференции, испытывая дежа вю. Фрустрация опять! Как в день старта самой первой Niva. Вот и сейчас машину представили, сообщили технические характеристики, раздали буклетики с общими коммерческими фразами. Но цену не назвали. Рано. Слово, которое применимо к новому автомобилю, у россиянина вызывает аллергию. Известно, что машину, которую изначально позиционировали как экспортную, пустят в продажу в конце января следующего года (иначе будет считаться прошлогодней – подумайте, какие тонкости), и первым делом – в наш огород. Ну ладно, радует!
«Мы обещали собрать в 2004 году 55 000 наших Chevrolet Niva, – напомнил Джон Милонас. – И пока идем в точности по плану!» План наступающего года – 75 000 автомобилей СП. «Можем сделать и больше!» – пригрозил конкурентам гендиректор. Viva произведут в 7500 экземплярах («Можем удвоить!»), Niva 1.8 – минимум в 20 000, остальные Niva с двигателем ВАЗ.
«Нам два года, и от нас ждут большего», – продолжал Милонас. Конечно. Что там, например, с АКП и дизелем для Niva? Автоматическая коробка войдет в список оборудования не раньше 2006 года, а по дизелю решение вовсе не принято.
Рано, в общем.
...Практически все экспонаты стенда АВТОВАЗа уже показали автолюбителям на MIMS-2004. Кроме одной машины – рестайлинговой LADA 2113. Премьера? «Восьмерка» вернулась!
Причем в полном соответствии со стилем обновленного семейства – скругленные фары и передние поворотники, бампер с противотуманками, европанель в салоне. Lada 2113 с новым лицом, обновленным салоном и пластиковыми молдингами уже запущена в производство с сентября этого года. К январю должны наштамповать почти 5000 «ново-восьмерок». Далеко идущие планы – около 10 000 в год. Цена, как у 5-дверного хэтчбека, – $6000–6500.
Другая новость. Российский автогигант все еще не отказывается от идеи производства нового автомобиля класса А, об этом нам рассказал начальник отдела планирования экономики проектов Андрей Школьный. Предполагается, что претендентка на роль – «ОКА-2» будет стоить до $5000 при «тираже» 90–100 тысяч автомобилей в год. Инвестиции в проект должны составить около $71 млн. и окупиться за 4,5 года (если стартовать в 2006-м). «Мы предполагаем, что автомобиль будет востребован как второй в семье», – отметил Школьный. Если, конечно, вообще встанет на конвейер. Кстати, на какой? Окончательное решение по модели...
Toyota / Lexus
Сенсация! Самая натуральная.
Про Lexus RX400h рассказал главный инженер О. Садаката: «Считается, что в одном автомобиле невозможно обеспечить сочетание высоких ходовых характеристик и сверхэкономичного расхода топлива. Мы доказали ошибочность этого постулата и перенесли езду на полноприводном автомобиле в новое измерение».
Собственно сенсация – в России на полном серьезе начинают продавать первый в мире гибридный автомобиль класса Premium. «Гибрид» стал неожиданно популярен в США после прошлогоднего дебюта в Детройте. В течение только одного месяца дилеры компании собрали рекордное число заявок на RX400h – 9000. Российские продажи стартуют со второй половины 2005 года.
Силовая установка RX400h – Hybrid Synergy Drive – настоящий технологический шедевр. Современный двигатель, бензиновый V6 3.3, в сочетании с парой электромоторов-генераторов обеспечивает мощность около 272 л.с. (собственная мощность – около 211 л.с.). Такие характеристики ожидаешь от машин с большим объемом двигателя, поэтому гибридная версия названа четырехсотой. Индекс демонстрирует превосходство гибридной силовой установки над бензиновыми двигателями равного объема, а буква h – первая в слове hybrid.
Отличий от RX300 немного: легкосплавные 18-дюймовые диски, новый передний бампер с высоким воздухозаборником и противотуманными фарами, модифицированные задние фонари на светодиодах. Архитектура салона в основе также сохранена. Основные новшества – алюминиевые декоративные панели и индикатор мощности на месте традиционного тахометра.
Момент двигателя через вариатор обращается в движение электрическим полным приводом. До 100 км/ч гибридный автомобиль разгоняется за 7,6 секунды (лучший показатель в классе). Максимальная скорость – 200 км/ч. Отличная динамика – следствие высокого крутящего момента электромоторов. В то же время по расходу топлива и уровню выбросов гибридный внедорожник близок к 4-цилиндровому седану.
С места RX400h трогается плавно и почти бесшумно. В этом режиме действуют только электродвигатели, бензиновый мотор выключен. Когда водитель резко нажимает на педаль акселератора, «просыпается» V6 и автомобиль устремляется вперед с удвоенной энергией и утроенным шумом (но тише большинства одноклассников). Торможение так же непривычное. Кроме обычной гидравлической системы в действие вступает генератор, подзаряжая аккумуляторы. Поэтому автомобиль очень экономичен. Сберечь топливо помогает и электрический кондиционер. На одном баке RX400h способен одолеть около 1000 км.
Присутствовавший на презентации новой модели президент Toyota Motor Тотмоаки Ниситани сообщил: «Я уверен, что RX400h позволит изменить представление о гибридных технологиях и благодаря своим выдающимся характеристикам установит новые стандарты среди автомобилей класса «люкс».
Поодаль второе, уже концептуальное чудо Toyota MTRC – Motor Triathlon Race Car, осязаемое воплощение виртуального мира игры Gran Tourismo для Sony Playstation. В «той» жизни он герой гонок. В реальности – сплав идей. Подвеска с электронным управлением, полноприводная трансмиссия для пересеченной местности (!!!), по одному электродвигателю на каждое колесо. Работает штуковина на водороде. Управлять ею нужно в шлеме, на щиток которого проецируются текущие данные о системах автомобиля и предсказания дорожных условий. Надо ли говорить, что обычного руля у MTRC нет...
После прикосновений к будущему соседняя Camry показалась до боли родной и знакомой. А ведь седан слегка обновили. Изменились оптика и противотуманки, передний воздухозаборник, облицовка стала хромированной. Camry 2.4 начали комплектовать 16-дюймовыми дисками. В салоне теперь зеркало с автозатемнением, пульт аудиосистемы на руле, панель приборов Optitron. Camry 3.0 добавили шторки безопасности и обычную шторку заднего стекла. Обновления обойдутся в дополнительные $400. Подорожал на $500 и внедорожник Prado – после появления 5-ступенчатой автоматической коробки (вместо прежней 4-ступенчатой).
Ford
После традиционного пресс-завтрака, где вкуснее всего было сообщение главы российского представительства Хенрика Нензена о планах запуска в мае 2005-го на заводе во Всеволожске Ford Focus II, делегация журналистов проследовала на стенд, где Нензен сдернул широченное покрывало с российской премьеры Ford Expedition. Он выглядел очень довольным, искренне убеждая нас в плюсах новинки. Те, кто за последние полгода побывал в представительстве, видели у подъезда похожий внедорожник – служебный автомобиль самого Нензена. «Начало продаж Expedition намечено на начало ноября, и мы планируем продать около 150 автомобилей этой марки до конца 2004 года», – сообщил глава представительства.
Нам представят только топ-комплектацию Eddie Bauer с мотором V8 5.4 Triton. Вряд ли человек, задумавший купить Expedition, будет экономить на оборудовании. Как ни странно это может прозвучать, но большие SUV фирмы по меркам сегмента не так уж дороги.
Hyundai
Десять автомобилей! Концентрация Hyundai на квадратный метр прямо-таки предельная. Интересующая нас «хата» – с краю: 7-местный мини-вэн Trajet, премьера. Посмотрели, пощелкали выключателями и замками сидений. Удобно! И цены в пределах разумного – от $22 990. В Питере это пока единственный Trajet, но заказы уже принимают все дилеры. Первая партия из полсотни машин томится в Москве на складе и вся... распродана по предварительным заказам. Мини-вэн не миновал, кажется, никто из посетителей среднего возраста. Предвкушаем борьбу Hyundai Trajet с Kia Carnival и медленное, но верное оживление сегмента.
Volkswagen
Премьера со складной крышей. Как это смело – показывать Volkswagen NEW BEETLE Cabriolet на пороге зимы. А ничего смешного, маркетинговый ход. Такой прием – привозить в Россию машины не по сезону, а из соображений оперативности, – в пользу имиджа. Имиджевые, причем, машины. Вот, пожалуйста, 13 секунд – и крыша сложилась, открыв нам прекрасный вид на двух фотомоделей. Мягкий тент почти не уменьшает объем багажника. Это важно? Фотомоделям – нет.
Вариант с мотором 1.6 (102 л.с.) и 5-ступенчатой МКП за $28 912 заявлен «подходящим для отдыха за рулем». Более динамичный двигатель 2.0 (115 л.с.) работает только в паре с 4-ступенчатой АКП, а версия стоит $34 481. Фотомоделям это тоже не важно. Невдалеке толпа осаждает VW Pointer. Как дела у Golf V? Лучше всего берут версии с обычным мотором 1.6, сертифицированные FSI оказались слишком дорогими.
Skoda
Премьера обновленной Fabia в кузове хэтчбек прошла в августе. И вот обнародовали другие кузова – Skoda Fabia SEDAN и COMBI. По статистике питерских дилеров, лучше всего раскупают хэтч (~50%), универсал менее популярен (~30%), седан выбирают еще реже (~20%). Цены на новый модельный год – от $11 600 (хэтчбек 1.2 Classic).
Внимание перетягивала Octavia New. Пока только с бензиновым мотором 1.6 (от $19 010). Всю гамму модификаций, в том числе дизельных, обещают с 2005-го, тогда же представленный в Париже. Этот не доехал. Старая Octavia будет выпускаться еще как минимум четыре года. Представители вновь подтвердили – в России появится дизельная Fabia. Рассматривают вопрос о начале поставок Octavia RS и Fabia RS.
Падение продаж на 20% представительство не смущает: говорят, это результат реорганизации дилерской сети, подгонки ее под европейский стандарт качества, а также сокращения числа дилеров. В ходу новые программы и акции.
Перед уходом
...протолкались поближе к странноватой машине, завезенной «серыми кардиналами». Что дают? Дают SsangYong Rodius. Не надо, не надо играть в слова. Да, одним дизайн нравится, другим нет. А мы включили Rodius в обзор потому, что в новом году должны начаться «белые» поставки.
Subaru предъявила обновленные Forester 2.5 XT и Legacy Station Wagon. Вездесущая Mitsubishi познакомила питерцев с Colt. «Коллеги» Peugeot 407 и Citroen C5 стояли аккурат по соседству, вынуждая сравнивать. В наших глазах перевесил 407-й – из-за цвета «белое золото». Renault показала коммерческий Trafic и Scenic II.
Так, а сейчас пора начинать подготовку спецвыпуска про удивительных питерских девушек. С вашего позволения мы поехали домой. Вы тоже? А на чем?
Фото А.КАТАЕВА и П.СЕДЕЛЬНИКОВА