Технология жизни
«Год 2147-й. И восстали машины из пепла ядерного огня. И пошла война на уничтожение человечества…» Стоп! Не то.
«Год примерно 2008-й. Подслеповатый пенсионер Федор Матвеич с бабкой своей возвращается с дачи на очень ухоженной 24-й «Волге». И вот беда: запутался дед в развязках (понастроили, ешкин кот!). Едет, вглядывается – то ли направо наверх, то ли налево вниз, то ли вообще прямо надо. Указатели только с толку сбивают. Пока думал-гадал, не заметил, что подъехал к развилке. Крутанул руль, да поздно. И на скорости въехал в концевик разделительного барьера, что прямо между проезжими частями. Бах! Очки слетели с обоих стариков, повисших на ремнях. Матвеич дверь свою открыл и вышел смотреть повреждения. Эх, черт, радиатор вытек и передок немного ушел, но остальное вроде цело. Ладно, Кузьмич из соседнего гаража жестянщик ладный, исправит».
Нет, сынок, это не фантастика.
Начнем с насущного
При лобовом ударе о треклятый концевик не выживает почти никто. Видали швеллер с нанизанным авто? Все видали. В самой-то Москве на развилках уже несколько лет нет бетонных блоков или голых концов рельсов – там стоят пластиковые буферы с мягким наполнителем. Удар они, конечно, смягчают, но тяжесть последствий все равно высока. Так что надо что-то делать.
В развитых странах давно привыкли ценить человеческую жизнь. Поэтому начиная с 70-х годов на скоростных магистралях, где есть концевые участки барьеров, стали ставить специальные демпфирующие системы. Вот и московские власти подумали-подумали… и пригласили американцев. У них опыт большой.
Откликнулись специалисты фирмы Quixote из Чикаго. Эта фирма – мировой лидер в производстве дорожных демпфирующих систем. В разных государствах доля их «присутствия» в дорожной безопасности – от 30 до 70 процентов.
К нам американцы сразу привезли то, что просили, – демпфирующее устройство для концевиков. Устройство состоит из волнистых швеллеров, наложенных друг на друга внахлест. Внутри между подвижными переборками уложены пластиковые контейнеры-картриджи, наполненные специальным амортизирующим составом. Москвичи немедленно пошли испытывать, а заодно демонстрировать общественности свою заботу о людях. Каким образом? Ну, конечно же, крэш-тестом. Специалисты Дмитровского НИЦИАМТ, где и проводились крэши, взяли недорогую легковушку потяжелей – старенький GAZ 24/">ГАЗ 2410. Что ж, любопытно.
И впрямь чудо!
Тягач, большой и мощный, едет в противоположную сторону от препятствия и тянет трос, который через блоки подсоединен к машине-жертве. Та разгоняется до 80 км/ч и с глухим бухом таранит заокеанское устройство. После удара немного отскакивает в сторону и задним правым крылом въезжает в соседний барьер...
Народ, в напряжении наблюдающий за спектаклем, замер на секунду, а затем разом выдохнул. Все зашумели, зааплодировали. Кому? Еще же неясно, что с машиной! Вообще-то уже ясно – если издалека, так совсем целехонькая стоит.
Подходим. Повреждения минимальные. Для столкновения на такой высокой скорости – прямо фантастически: немного разбита передняя часть, двигатель остался на месте, а в салоне вообще все невредимое. Впрочем, гаишник напишет в этом случае в справке, что «возможны скрытые повреждения». Ладно, черт с ней, с машиной. Что с барьером? О, это что-то! Шестиметровый до удара, после встречи с «Волгой» он уменьшился более чем вдвое. Положенные внахлест швеллеры наехали друг на друга, а переборки смяли картриджи, обнажив их содержимое. Дальше еще удивительнее. Разбитую «Волгу» оттащили погрузчиком, а к барьеру привязали лебедку от ЗИЛа и легонько потянули. Опа! Конструкция снова стала шестиметровой и опять готова к «употреблению». Нужно только заменить смятые картриджи. Да-а… Молчим в благоговении.
Вернемся на землю
В российскую действительность, короче. Когда у нас понаставят таких ангелов-спасителей? Молчат пока представители столичной власти. Даже присутствовавшие на испытаниях. Рады бы, да вот финансов не хватает. Впрочем, председатель Московской городской думы Владимир Платонов (который в ТВ-новостях сказал только одно слово: «Впечатляет!!!») видит выход. По его словам, установку подобных систем должны спонсировать страховые компании. Кто, как не они, заинтересован в уменьшении тяжести ущерба при ДТП? Причем и для человека, и для машины. Так что дело за федеральными властями. Возьмутся ли?
Да, о сумме: испытанный экземпляр стоит в Америке 17 тысяч долларов. С доставкой выйдет еще дороже. Может, наладить производство у нас?