Техосмотр в разных странах: ТО или не ТО?

Техосмотр – один из каналов приработка для ГИБДД или реальная профилактика аварийности на дорогах? А что, если обойтись вовсе без технической инспекции... Что нам скажет на это мировой опыт?
Во Франции в сертифицированном гараже машину обслужат и выдадут талон ТО.

Машины больны непоправимо…

Они компрометируют на наших дорогах славное автомобильное имя.

Мы ездим на автомобилях, которые в Америке называются «негритянскими».

Нечего радоваться крепости автомобильного барахла.

(журнал «За рулем», 1928, № 1).

В борьбе за клиента дилеры предлагают скидки на ТО.

Америка

Положительный пример можно найти в США, самой моторизованной стране мира. В 13 штатах из полусотни инспекторы вовсе не осматривают машины. Ни к чему тратить народные деньги на пустое, ведь, по статистике, количество аварий из-за плохого технического состояния не превышает 0,7% их общего числа в США. Автомобили, раскатывающие по хайвеям необъятной страны, в абсолютном большинстве исправны. Поэтому недавно техосмотр отменили Кентукки и Миннесота, а с 1 августа 2010 года и Нью-Джерси. Администрация штата Делавэр занимает промежуточную позицию, предписав ТО автомобилям старше четырех лет. В Мэриленде техосмотр необходим лишь в случае смены собственника или ввоза авто из другого штата. В прочих штатах изучают передовой опыт и осматривают машины каждые год-два. (Но, как правило, в меньшем объеме, чем у нас, и по делу. И занят этим не служивый люд.) Основание – федеральный акт 1990 года о чистоте воздуха, предписывающий ограничение выбросов в атмосферу. Машины осматривают дилеры и авторизованные мастерские. Прошел осмотр – получи стикер на стекло или вози с собой чек оплаты ТО.

Две наклейки подтверждают соответствие автомобиля техническим и экологическим нормам (США, Пенсильвания).

Перечень проверяемых узлов и систем сильно разнится от штата к штату. Наиболее богатый (по нашим меркам – весьма короткий) список в Вирджинии, Нью-Йорке и Массачусетсе. Придирчиво осматривают колеса с шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, КП, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и даже заправочную горловину, проверяют точность показания приборов. В других штатах - поезжай спокойно, если исправны ремни, да подушки безопасности.

На починку дают 20 дней, а без «талончика ТО» можешь налететь на крупный штраф. Однако в США владелец сам кровно заинтересован, чтобы в машине все было в порядке. Угодил в аварию на неисправном авто – век не расплатишься со страховой компанией. А не дай бог, кто-то погибнет, влепят срок за убийство по неосторожности.

В соседней Канаде техосмотр проходят ежегодно, на исправление дефектов дается 10 рабочих дней. Проверяют автомобили на официальных станциях технического осмотра. Общий подход канадцы во многом заимствовали у англичан.

В большинстве развитых стран мира техинспекцией, помимо постов ГТО, занимаются официальные дилеры и авторизованные гаражи.

Европа

В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Берут немало: 55–57 фунтов. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт – 10 рабочих дней. Повторное обращение на министерский пункт – со скидкой или вовсе бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту, который, кстати, запрещает эксплуатацию машин с «американским» световым пучком.

У соседей через Ла-Манш, во Франции, за просроченный техосмотр оштрафуют на 90–135 евро, а в случае повторного нарушения можно угодить в тюрьму. Однако, ТО обязателен только владельцам автомобилей старше четырех лет. Они должны обновлять стикер на ветровом стекле раз в два года, а если машине больше десяти лет – ежегодно. Кстати, такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза.

Контролем техники занимаются частные гаражные хозяйства, получившие лицензию. Количество авторизованных центров ограничено, поэтому записываются на осмотр за неделю-две. Сама процедура осмотра по 133 позициям занимает не более получаса и стоит 75 евро. На исправление огрехов отпускается два месяца. Не уложились в столь либеральный срок – попрощайтесь с автомобилем: он отправится на принудительную утилизацию и исчезнет из регистрационной базы.

В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. За 40–45 евро они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует даже опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.

Гирлянда из стикеров технического осмотра на ветровом стекле. Главное – чтобы не мешали обзору.

В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим – на переднем, которые к концу года объединят в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца.

Кругляш на немецких номерах. Следующий осмотр нужно пройти в период, отмеченный черными полосками.

Первые три года от даты выпуска освобождают автомобили от осмотра в Нидерландах и Швеции, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года.

В Финляндии техосмотр проводят более 90 лет. С 1968 года эти функции возложены на Государственное дорожное агентство, которое с этого года ограничивается проверкой частных авторизованных компаний.

Япония, Китай

Самый дорогой техосмотр в Японии. О нем можно не думать первые три года после покупки машины, но затем раз в два года придется раскошеливаться минимум на 300 долларов, а с учетом повторных обращений и налогов – на всю тысячу. Поэтому большинство японских автомобилистов предпочитает вовремя сдать машину на утилизацию либо продать с условием вывоза из страны, например, в Новую Зеландию или Россию.

Так выглядит талон техосмотра по-японски. Без него эксплуатация запрещена.

В Поднебесной единой системы техосмотра не существует. Каждая китайская провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения. Междугородный транспорт подвергнут штрафу лишь в случае заметного выхлопного чада, определяемого дорожным полицейским на глаз.

Проще только в Австралии. Там техосмотр необходим лишь при постановке на учет или смене владельца.

Так нужен техосмотр или нет? Анализ мировой практики не дает однозначного ответа. Хотя тенденции обозначены. Больше всего автомобилей зарегистрировано в США. В части организации жизни человека с автомобилем они бесспорные лидеры. Поэтому, вероятно, техосмотр пойдет по американской дорожке, то есть в сторону реки Лета. К ней подталкивают и сами автомобили, становящиеся надежными, безопасными и еще и интерактивными. Уже сейчас захворавшее авто не тронется с места, пока его не осмотрят специалисты. А в будущем о своем здоровье, видимо, станет сообщать сразу в технический центр. Зачем таким гаишники? Без них управятся.

За талон 30-летней давности придется выложить 15 долларов... коллекционерам.

Подпишитесь на «За рулем» в