Мы стали жить теперь по-новому
Обсчитали?
Что больше всего раздражает, так это тарифы. Сколько было копий сломано в спорах со страховщиками – не счесть. А толку никакого. С самого начала они хором верещали: обязательное страхование – вещь убыточная и заниматься ею можно только лишь из соображения рекламы. На Западе, собственно говоря, все так и есть, у нас же этим даже не пахнет. Народ молча сглотнул пилюлю, а к другим страховым продуктам этих контор даже не притронулся. Наверняка актуарии страховщиков все это знали, потому и заложили возможные потери в тарифы.
Тем не менее разговоры о сверхприбылях страховщиков тоже сходят на нет. Ведь в начале года говорили, что прибыли СК достигают чуть ли не 1000%. Когда журналисты пытались выяснить истину, руководители Российского союза автостраховщиков поначалу терпеливо доказывали, что цена полиса отнюдь не завышена. Но газетчики проcто-напросто замучили весь союз вопросами и подозрениями. В конце концов это всем надоело и пресс-конференции превратились в бессмысленные словесные перепалки.
Сейчас СК, по их словам, накапливают резервы для будущих выплат, так как аналитики обещают: в течение трех-четырех лет показатели полученных и выплаченных средств почти сравняются. Вот это будет номер... Но пока, судя по всему, ни изменения тарифов, ни увеличения страховых сумм нам от нынешних доходов страховых компаний не дождаться.
Нормальная человеческая логика подсказывает, что с введением обязаловки должна понизиться стоимость риска «ущерб», ведь машину пострадавшего по любому отремонтируют. У нас логика совсем иная. Есть ОСАГО, нет ОСАГО – все равно «ущерб» остается дорогим удовольствием. Зачем же снижать цены, если те, кто страховался по «полной», будут продолжать это делать, а владельцы старых машин все равно страховаться не станут?
Менять и еще раз менять
Главный автоинспектор как-то предложил поменять закон таким образом, чтобы не пришлось инспекторам «выезжать на каждую царапину». Предлагает использовать так называемый европейский протокол. Если авария несерьезная и ее участники согласны в причинах, то следует просто обменяться координатами страховых компаний и разъехаться. А пострадавший затем съездит на экспертизу и через некоторое время получит компенсацию. Н-да, как подумаешь об этом, так сразу рисуются в голове приветливые водители и улыбчивые менеджеры страховых компаний. Алё, протокол называется «европейский», чего размечтались?
Еще в доосаговый период шли уверенные разговоры о том, что обязательное автострахование поможет искоренить такое современное явление, как подставы, и снизит аварийность в нашей стране. И что? Дорожный криминал как был, так и остался, просто немного модернизировался, исходя из желаний «жертвы» позвонить в страховую компанию. У бандитов всегда есть свой «страховщик», которого вам представят как вашего, и он немедленно сообщит: «Какая тут может быть компенсация, когда участники покинули место ДТП?!» А вы и правда покинули, вас на обочину съехать заставили... Но это если им не лень спектакль играть. Бывает, что просто угрозами вынуждают отдать деньги. Кто, скажите, устоит перед здоровенными бугаями?
С аварийностью все неоднозначно. Количество ДТП возросло за этот год более чем на 2%, больше стало и раненых – почти на 3%. Зато на столько же снизилось количество погибших. Вывод тут один: дело вовсе не в ОСАГО, а в том, что автомобили в среднем стали более безопасными. То есть откровенное старье доживает свой век, а им на смену приходят современные машины.
Немного видоизменился и страховой рынок. Так как заниматься автогражданкой позволено только самым крупным компаниям, мелкие постепенно исчезают. Какой смысл страховать ОСАГО в одной компании, а остальное – в другой?
О независимой экспертизе одни только разговоры. Единая информационная база запущена в тестовом режиме. Никак не улажен вопрос с ответственностью страховщика за нарушение сроков, прописанных в законе. В общем, проблем полно. И всем ясно: с нынешним полуфабрикатом нам долго не протянуть. Так станет ли следующий год эволюционным для нашей автогражданки?
Рисунок Игоря ЕЛИСТРАТОВА