Лед на горячую голову
Летом по ней плавают на байдарках и каноэ, зимою – метелят сумасшедшие головы, только снежные брызги летят! Имеется в виду, конечно, Гребной канал в Крылатском.
Сама трасса уже не первый год делится как бы на два участка. Первый – скоростной. Повороты не больше «единички», в них газа даже не сбрасываешь. Рабочие передачи – третья и четвертая. Как раз к концу этого участка скорость машины более 100. А там терпеливо поджидают две подряд опасные левые «трешки». Развернулся вокруг холма на 180 – и назад по второму участку трассы. Тут уже одна за одной затяжные «двушки», прямиков почти нет. Что и говорить, на такой трассе как на переднем, так и на заднем приводе без ручника ловить нечего. Наш «Москвич», например, категорически отказывался без оного входить в повороты. Есть, правда, и другой вариант для переднего привода. Подводишь тормоза так, чтобы задние хватали раньше передних. Тогда на входе в поворот машине можно помогать педалью, а не ручником. Движение по трассе – против часовой. Не приведи Господи по ошибке двинуться в другую сторону! Один шанс из ста, что разъедешься без потерь. А в остальном полная безопасность в январе месяце гарантирована. Почему только в январе? Потому что 1–2 февраля на трассе канала организуется доп (скоростной спецучасток) для участников ралли «Русская зима». После ребят на «такки», резине с почти 10-миллиметровыми шипами, на льду делать нечего. Колея там такая, что руль в поворотах можно отпускать. Но не нужно. Ибо иногда из этой колеи выкидывает. И теперь уже не на мягкий снег, а на задубевший от ледяной стружки бордюр. Заканчивается такой вылет кузовными работами, а то и ремонтом ходовой. В конце февраля к тому же автомобиль можно утопить. Не глубоко, но все равно неприятно. Раз пришлось наблюдать одну кукующую горячую голову, восседающую на крыше своей утопшей машины. Достали, конечно… но ковролин мужику точно пришлось заменить. Так что пробовать «гребной гололед» лучше по морозцу, дабы не брать с собой весел.
Если вам не приходилось бывать зимою на Гребном, вы ничего не знаете о торможении боком. До недавних пор и мы себе плохо представляли этот процесс. То есть кататься-то по каналу катались. Однако только со временем осознаешь истинность простой фразы: понимание приходит с опытом. За летний сезон знания о поведении машины на чистом льду становятся теоретическими. Ощущения от езды по каналу, прямо скажем, выше средних. После первого круга отдаешь себе отчет в том, что не ты управляешь машиной, а машина тобой. Никакая резина, кроме шипованной, лед не держит. Пока разгонишься с места до приличной скорости, можно спокойно прикурить сигарету и так же спокойно выкурить ее. Но уж если разогнался – держись! На полном скаку не подкованного шипами рысака удобнее всего остановить боковым торможением. Кровь в жилах стынет, когда машина на 100 км/ч боком несется в сугроб поворота. Главное – вовремя ее поставить. Сумел – отлично! К моменту входа в поворот скорость падает где-то до сорока. Дальше упор задним крылом в мягкий снег и – газу. Вот ты и в повороте. Простота, конечно, кажущаяся. На втором кругу, запутавшись в стенограмме и потеряв «шестерку», мы улетели в снег метров на двадцать. Возвращать авто на трассу пришлось в прямом смысле на руках. Все попытки раскачать машину или очистить снег под колесами заранее обречены. Можно включить любую передачу, вылезти из машины, посмотреть, как она шлифует лед, а потом подтолкнуть… Желательно успеть запрыгнуть в автомобиль, когда он зацепится за снежный наст.
Через час раллюшек-покатушек по Гребному, даже на нешипованной зимней резине, лед оказывается самым родным дорожным покрытием. А главное, уже не машина носит тебя от сугроба к сугробу, а ты сам, не допуская столкновений с оными, аккуратно выписываешь траекторию трассы. И со стороны получается симпатичней, и секундомер обмануться не дает: последний круг аж на 20,5 секунды лучше первого! В очередной раз мы убедились: «тот не профессионал, кто Гребной не испытал». Так что дерзайте, горячие головы!