Видеофиксация: попасть в камеру
Есть народная примета: радар в руках инспектора – это к деньгам. В том смысле, что их, возможно, придется отдать. А вот комплексы фотовидеофиксации, тупо собирающие в единую базу видеоданные по «гонщикам», взятки брать пока что не обучены. Хочется верить, что и не научатся…
По способу использования на дороге такие комплексы сегодня делят на три основные группы: мобильные («стрелялка» у инспектора в руках), передвижные автоматизированные (треножник на обочине) и стационарные автоматизированные (например, камера в тоннеле).
Мобильные комплексы фотовидеофиксации
Пример исполнения: мобильный видеофиксатор «БИНАР»
Сохраняет все данные в энергонезависимой памяти. В комплекте поставки – программа для скачивания на компьютер и распечатывания материала с доказательствами нарушения. Инспектор в конце смены должен загружать сведения в центральную базу данных.
Режим работы: в руках инспектора или в салоне патрульной машины.
Общение с инспектором: неизбежно, есть возможность для «дискуссии» и решения взаимных материальных проблем.
Оплата штрафа. Инспектор имеет право на месте выписать постановление и выдать квитанцию на оплату штрафа. В этом случае он обязан внести на флешку электронную метку – тогда новое постановление этому нарушителю выписано не будет. Но если такой метки нет, то нарушителю гарантированно придет новая квитанция: придется бегать по инстанциям.
Передвижные автоматизированные комплексы
Пример исполнения: комплекс «КРИС»П
Передают в режиме реального времени информацию на ноутбук мобильного поста по беспроводному каналу связи на расстояние до 1,5 км, а также автоматически сохраняют данные на энергонезависимом флеш-накопителе. Устанавливаются, как правило, на обочинах или разделительной полосе.
Режим работы: автоматический, не требуют постоянного вмешательства оператора.
Общение с инспектором: возможно – если нарветесь на мобильный пост.
Оплата штрафа. Инспектор имеет право на месте выписать постановление и выдать квитанцию на оплату штрафа. Но данные флешки из комплекса в конце смены обязательно загружают на сервер, а потому информация о нарушении пойдет «выше». Наложение вторичного штрафа, в принципе, не исключено.
Мобильные комплексы фотовидеофиксации
Пример исполнения: лазерный измеритель скорости и дальности ЛИСД-2Ф
При работе в ручном режиме данные записываются в ОЗУ прибора, при автоматическом – в ПЗУ. На практике почти всегда используется ручной режим, хотя возможность загрузки данных в компьютер предусмотрена.
Режим работы: в руках инспектора или на штативе рядом с патрульным авто (автоматический режим).
Общение с инспектором: неизбежно.
Оплата штрафа. Сотрудник милиции (полиции?) имеет право выписать постановление и выдать квитанцию на оплату штрафа на месте. Но не забудет ли он поставить соответствующую метку? Возможность вторичного штрафования не исключена.
Стационарные автоматизированные комплексы
Пример исполнения: стационарный фоторадарный комплекс типа «КРИС»С
Устанавливаются на специальные инженерные сооружения (опоры, арки, виадуки и т. п.) над дорожным полотном или на обочине. Передают данные о скорости и распознанных госномерах по цифровым каналам связи на сервер центрального поста.
Режим работы: автоматический.
Общение с инспектором: исключено.
Оплата штрафа: по почте высылается «письмо счастья» с требованием уплатить штраф.
Так что с оплатой?
Совершенно ясно, что цивилизованная оплата штрафа сегодня в любом случае должна проходить только по квитанции. Тогда роль человеческого фактора в общении на дороге не просто снизится, а будет исключена. Собственно, зачем, вообще, автоматика, если к каждой камере приставлять сборщика податей при погонах?
То же в полной мере относится к мобильным постам в машине ДПС, скромно скучающим в полутора километрах «по течению» от места съемки. Кто не видел: стоит себе спокойно тренога (как правило, на выезде из населенного пункта, когда уже хочется нажать на педальку…), а чуть поодаль тебя ждут для «беседы»...
Наше мнение: эти посты вредны, поскольку, опять-таки, любой контакт инспектора с нарушителем способен свести к нулю ценность всей задумки. Поэтому в ряде регионов (Казань, Московская область и т. д.) такой подход уже редкость.
Другое дело, что иногда возникает потребность в охране вредных треножников от не менее вредных нарушителей, но в той же Казани для этого нанимают охранников! Отдежурил, вынул флешку, привез ее в центр, скачал в компьютер, затем вновь зарядил – вот и все. Разговоры о возможных стираниях, подменах и т. п. официально опровергаются. Аргументов в подтверждение этого действительно хватает – цифровая подпись, кодировка, нечитаемые форматы... Да и сама флешка привязана к конкретному фоторадару: не подменишь. Не сегодня-завтра появится беспроводной канал связи мобильной камеры с центром, тогда и флешку возить не придется.
Но у нас есть большие сомнения насчет того, что в «ручном режиме» будто бы нельзя убрать информацию с флешки. Высокие милицейские генералы уверяют «ни боже мой», – но их подчиненные на местах, по слухам, уже нашли способ...
Редкие варианты
Встречаются и другие комплексы – эдакое сочетание распознающей камеры и отдельно купленного радара. Главное отличие подобных систем от вышеперечисленных в том, что метрологический сертификат на весь комплекс (а не только на радар) у них, как правило, отсутствует. А ведь именно он может дать юридическую гарантию того, что изображение автомобиля и измеренная скорость принадлежат одному и тому же нарушителю! Штрафная квитанция в этом случае должна считаться недействительной.
Что касается прочих камер, например установленных на железнодорожных переездах, то в их функции замер скорости не входит. А вот описанная выше автоматика реально может повлиять на «гонщиков» самым понятным для них способом. Достаточно представить себе удивление водителя, который получил с десяток штрафных квитанций, выписанных в один день…
Комментарий специалиста
Владимир КУЗИН, генерал-майор милиции, заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ
Сразвитием систем автоматической видеофиксации законодатели продолжают совершенствовать нормы закона, чтобы оперативно решать возникающие проблемы. Ряд таких поправок вступил в силу в 2010 году. Основное нововведение – изменение места рассмотрения правонарушения. Раньше дело рассматривалось по месту его совершения, теперь – непосредственно в том центре видеофиксации, куда поступила информация с прибора.
В самых продвинутых регионах все действия автоматизированы. Более того, закон вводит новое понятие – электронный документ. Выявленных правонарушений очень много(например, в Московской области 50 камер за сутки фиксируют 4000–5000 нарушений), так что понятно, что подписать все документы невозможно. Поэтому материалы будут оформлять в виде электронного документа, под которым должностное лицо поставит электронную подпись.
В остальных регионах инспектор расписывается в постановлении (ведь в любом случае его выносит человек, а не машина!), запечатывает конверт, надписывает адрес. И заказное письмо летит к адресату.
В соответствии с поправками, внесенными в часть 3 статьи 28.6 и часть 2 статьи 29.11 КоАП, копия постановления по делу об административном правонарушении высылается в течение трех дней (со дня вынесения постановления).
Отметим, что в большинстве регионов страны камеры фиксируют пока только один вид нарушений – превышение скорости. Но перечень будет расширяться по мере совершенствования техники. В Краснодарском крае, Московской области, Татарстане приборы уже фиксируют нарушения при проезде железнодорожных переездов и выезд на встречную полосу. Тем более что под это недавно подведена юридическая база: установлен штраф за подобные нарушения – 5000 рублей.