Busway: автобусу – зеленый!
Город на берегах Луары включил в себя 24 муниципальных района, где живут почти 600 тысяч человек. По-настоящему объединить подобный город способен только общественный транспорт, модернизацией которого власти озаботились еще в 1980-х.
Сегодня объемы перевозок личным и коммунальным транспортом соотносятся как 60:40, ближайшая задача – достичь паритета.
Скорость решает
Преимущества коллективного передвижения стали особенно наглядны с появлением современных трамваев. Космического дизайна экспрессы – бесшумные, вместительные, комфортные – ничем не напоминают лязгающие тихоходные поезда прошлого века. Но когда понадобилось связать с центром города еще один важный район, выяснилось, что затраты на прокладку новой линии трамвая несоразмерны ожидаемому количеству пассажиров. Автобус же уступал трамваю как вместительностью, так и скоростью.
Тогда нашли третий путь – скоростной автобус. Его главные особенности – обособленная полоса движения, проложенная посередине дороги, и продуманная связь с другими видами транспорта.
Помимо порядкового номера, маршрут стал известен как Busway – «Автобусный путь». И не только из-за выделенной полосы, приподнятой над уровнем дороги. Благодаря АСУ, у «четверки» бесспорный приоритет проезда всех перекрестков: когда к ним приближается автобус, светофор переключается на зеленый, а на развязках с круговым движением «басвей» проложен… по диаметру круга – то есть напрямую! По сути, автобус останавливается только для входа-выхода пассажиров и проходит 7-километровый маршрут со средней скоростью 21 км/ч. На этом пути устроено пятнадцать остановок, девять из них позволяют пересесть на автобусы других маршрутов. Интервал в часы пик три минуты, в обычное время – шесть.
Поскольку маршрут пролегает из пригорода в центр, одной из задач поставили разгрузку городского ядра от личных автомобилей. Вдоль автобусного пути оборудовали четыре перехватывающие стоянки на 1100 мест. Обладатели билетов на общественный транспорт паркуются на них бесплатно; в то же время подняли плату за парковку в центре города.
Немаловажно, что 1 км трассы Busway, построенной за полтора года, обошелся в 7, 5 млн. евро против 22 млн. за километр трамвайного пути, прокладка которого заняла бы четыре года.
18-метровый Mercedes
Маршрут обслуживают 18-метровые автобусы Mercedes-Benz Citaro, построенные специально для Busway. Двигатели мощностью 240 кВт/326 л.с. работают на сжатом природном газе. Восемь баллонов на крыше вмещают 1520 л топлива, этого хватает на целый рабочий день. Всего закуплено два десятка машин, пятнадцать из них выходят на трассу, остальные в резерве или проходят ТО.
Сданный в эксплуатацию в ноябре 2006-го, Busway в первый же год стал обслуживать до 25 тыс. пассажиров ежедневно, опередив расчеты на три-четыре года. Есть основания говорить об успехе проекта, тем более что на «автобусный путь» вступили 37% тех, кто ранее добирался в центр на личном авто. За счет этого поток машин вдоль маршрута сократился за четыре года с 25 до 18 тыс. машин.
Конечно, по количеству и плотности населения Нанту далеко до российской столицы. Однако настойчивость и последовательность, с которой в этом да и в других городах Европы развивают общественный транспорт, весьма показательны. Кстати, еще более эффективные и протяженные линии скоростного автобуса действуют в таких мегаполисах, как Стамбул и Сан-Паулу. Как говорится, было бы желание.